ЛАУРЕАТ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРЕМИИ "АРЛЕКИН" —
"ЗА ВЕЛИКОЕ СЛУЖЕНИЕ ТЕАТРУ ДЛЯ ДЕТЕЙ"
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРЕМИИ "АРЛЕКИН" —
"ЗА ВЕЛИКОЕ СЛУЖЕНИЕ ТЕАТРУ ДЛЯ ДЕТЕЙ"
АФАНАСЬЕВА ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВНА
Выдвинута Дирекцией Российской Национальной премии
и Фестиваля театрального искусства для детей "Арлекин"
АФАНАСЬЕВА Лариса Васильевна – режиссёр, основатель, директор и художественный руководитель Упсала-Цирка в Санкт-Петербурге. Родилась 15 июня 1975 г. в Улан-Удэ (Бурятская АССР).В 1992 году поступила в Восточно-Сибирскую государственную Академию искусств по специальности "актер-кукольник", затем обучалась по специальности "режиссура" в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (ныне РГИСИ). Проходила стажировку в общественной организации "Цирк Кабуваци" (Cabuwazi Zirkus) для детей и подростков из групп риска (Берлин, Германия, 2002), в театре для людей с особенностями в развитии "Рамба-Цамба" (RambaZamba, г. Берлин, Германия, 2005). Лариса Афанасьева является победителем конкурса "Виват, педагог!" (Санкт-Петербург, 2004), обладателем специального приза VII Международного театрального фестиваля "Радуга" (Санкт-Петербург, 2006), победителем городского педагогического конкурса "Сердце отдаю детям" в номинации "Педагогические надежды" (Санкт-Петербург, 2005), обладателем Премии губернатора Санкт-Петербурга в номинации "Гуманизация школы" (2005), обладателем премии "Эксперт года" и победителем в номинации "Искусство и культурные проекты" (обе – по версии издания "Эксперт", г. Санкт-Петербург, 2013), обладателем бизнес-премии "Шеф года – 2014" от губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, обладателем премии "Женщина года – 2015" (по версии издания "Деловой Петербург"), лауреатом премии "Благотворитель года – 2015" (по версии медиа-холдинга РБК), обладателем диплома Академии Дураков Славы Полунина (Москва, 2015), лауреатом Национальной премии Добрых Дел "Сможем вместе!" (по версии еженедельника "Аргументы недели", 2016). В декабре 2015 года участвовала в Лаборатории СТД РФ "Режиссура цирка и уличного театра" под руководством народного артиста РФ В.И. Полунина.
Упсала-Цирк – единственный в мире "цирк для хулиганов", уникальный социально-культурный проект, который с помощью цирковой педагогики занимается социальной адаптацией и творческим развитием детей и подростков из групп социального риска: из неблагополучных семей, коррекционных школ, кризисных центров, из семей мигрантов, а также детей с особенностями в развитии (с расстройством аутистического спектра и с синдромом Дауна). Известный и любимый ныне не только в Петербурге, но и далеко за пределами России, Упсала-Цирк был создан в 2000 году театральным режиссером из Санкт-Петербурга Л.В. АФАНАСЬЕВОЙ и социальным педагогом из Берлина Астрид Шорн. Изначально артистами в нём стали уличные дети, исключенные из социума, которые впоследствии смогли раскрыть свои таланты и изменить свой жизненный сценарий через театральную, цирковую игру. В первые годы создатели Упсала-Цирка набирали детей в коррекционных школах, детских комнатах милиции, на улицах, на вокзалах, в социальных столовых для бездомных, в подвалах, на чердаках... Астрид Шорн занималась подбором тренеров, общалась с фондами, благодаря которым цирк получал финансирование из Германии и Франции. Л.В. АФАНАСЬЕВА отвечала за творческую составляющую, за художественную сторону постановок, режиссуру. В отсутствие собственного помещения Упсала-Цирк первые годы проводил занятия в разных пространствах и даже под открытым небом. С первым же поставленным спектаклем "Услышать сердцем" труппа выступила в Берлине на цирковом фестивале "Cabuwazi" и стала его лауреатом. Затем Упсала-Цирк удостоился премии международного циркового фестиваля в Мюнхене. Первое время Упсала-Цирк выступал преимущественно в Европе.
С 2008 года Л.В. АФАНАСЬЕВА является директором и художественным руководителем АНО "Упсала-Цирк" (Автономная некоммерческая организация социально-культурных услуг "Упсала-Цирк"), решая уже не только творческие, но и финансовые, организационные, менеджерские задачи и беря на себя всю ответственность за судьбу проекта и связанных с ним детей. В 2011 году при поддержке компании "Теорема" на территории бизнес-центра "Полюстрово" на Свердловской набережной был построен первый стационарный цирковой шатёр. Впоследствии на прилегающей территории обустроили так называемый Упсала-Парк, парк семейного отдыха, где в летний период проходят фестивали, концерты и другие городские события. В разное время в мероприятиях Упсала-Парка принимали участие Вячеслав Полунин, Гёте-Институт, музыкальный проект Евгения Фёдорова Optimystica Orchestra, Хоронько-оркестр, Константин Арбенин, мульт-студия "Да", творческая мануфактура ПТХ, "Открытая библиотека", издательство "Поляндрия" и др. В 2015 году на базе Упсала-Цирка в Санкт-Петербурге усилиями Л.В. АФАНАСЬЕВОЙ и ее команды открылась Школа цирковой педагогики.
Сегодня благодаря комплексному интенсивному развитию Упсала-Цирка это весьма отдалённое от центра Петербурга пространство чрезвычайно востребовано и любимо широким кругом публики. Спектакли проходят с неизменными аншлагами, к тому же Упсала-Цирк является организатором многих городских фестивалей и праздников в шатре цирка и вокруг него: "Цветной карнавал" вместе со Славой Полуниным, "День Сказок", "Балансировка", "Книжная реальность" и многих других. С 2008 по 2015 год популярный фестиваль "Летающие дети" каждый год собирает музыкантов, художников, артистов цирка и театра, разнообразные социальные и профессиональные творческие проекты. В настоящее время в Упсала-Цирке занимается более 60 детей из групп социального риска. Сегодня на своей площадке артисты ежегодно играют более 40 спектаклей, которые посещает около 11 000 зрителей. Гастроли Упсала-Цирка стали проходить и в России, в том числе совместно с социальным проектом Евгения Горькаева "Душевный базар" (труппа побывала в Красноярске, Новосибирске, Сочи, Краснодаре, Ростове-на-Дону, на Урале, во Владивостоке, Хабаровске и в других российских регионах). При этом Упсала-Цирк продолжает ежегодные гастроли в странах Европы (Германия, Польша, Финляндия, Швейцария, Люксембург, Франция, Великобритания, Бельгия и т.д.), регулярно участвует в российских и международных цирковых и театральных фестивалях. В 2017 году спектакль "Эффект пинг-понгового шарика", режиссёром которого стала Л.В. АФАНАСЬЕВА, в исполнении артистов Упсала-Цирка, стал участником знаменитого Fringe Festival в Эдинбурге (Шотландия), где выступил с триумфом.
"Время, когда можно было встретить беспризорных детей, прошло, и это хорошо, что нет сейчас неприкаянных детей на улицах. Мы набираем детей из кризисных центров, из коррекционных школ. Тех, на кого вешают ярлык умственно отсталых. А мы называем их детьми с социальной запущенностью. <…> И эти дети потом вырастают и идут учиться дальше. <…> Мы не отбираем по внешности или мускулатуре, единственный важный критерий — желание ребёнка", – говорит Л.В. АФАНАСЬЕВА (Упсала-Цирк: современная педагогическая поэма // Милосердие.ру. 2014. 22 октября // https://www.miloserdie.ru/article/upsala-cirk-sovremennaya-pedagogicheskaya-poema/). Миссия Упсала-Цирка, подтверждённая практикой – раскрывать в каждом человеке средствами театрального и циркового искусства уникальную целостную личность, творческий потенциал и созидательное начало. Цель Упсала-Цирка — это изменение жизненного сценария и социального статуса детей и подростков с помощью современного театрально-циркового творчества, создание альтернативы уличной жизни, возвращение детей в общество и создание условий для их всестороннего развития. Занятия цирковым искусством позволяют подросткам реализовать свою потребность в риске и сделать это социально приемлемым способом. Среди главнейших задач проекта – парадоксальный посыл "сберечь хулиганов" в детях: то есть сохранить в них стремление свободно мыслить и творить, не бояться общества и себя, уважать свою и чужую независимость. Л.В. АФАНАСЬЕВА подчёркивает: "Для нас принципиально, чтобы хулиганы не вызывали жалость. Хулиганы должны научиться гордиться собой, но не в смысле "гордыни", а от слова "уважение". Наша задача пробудить это хулиганство как свободную энергию и уважение к себе, уважение к людям. Это наш самый главный принцип" (Анна Гусева. Ты это маме будешь рассказывать: как устроен "Упсала-Цирк" // UrbanUrban. 2014. 13 июня // http://urbanurban.ru/blog/education/542/Ty-eto-mame-budesh-rasskazyvat-kak-ustroen-Upsala-tsirk).
В спектаклях Упсала-Цирка наряду с современной театральной эстетикой органично соединяются акробатика, жонглирование, модерн-танец, пантомима, элементы уличной культуры, паркура и брейкданса, анимация и видеомэпинг, бит бокс и театр кукол. Упсала-Цирк творит и создаёт культурные продукты в философии и эстетике Нового Цирка – широко распространенного в цирковом искусстве направления, в основе которого лежит принцип синтеза искусств, фокус на создании образа, мысли, атмосферы, а не на демонстрации трюка. Упсала-Цирк – это единственный инклюзивный цирковой коллектив, создающий высокохудожественные театрально-цирковые спектакли. Сегодня большинство детей Упсала-Цирка живут со своими семьями, часть детей находится в детских домах. Отдельная группа ("Цирк за забором") создана для работы с подростками, нарушившими закон и живущими в школе-интернате закрытого типа. Занимаясь в цирковой группе на территории закрытой школы, ребята учатся строить взаимоотношения с миром, в основе которых лежит уважение, ответственность и энтузиазм. Они по-новому могут взглянуть на свои способности, получают уникальный опыт успеха, преодоления, работы в команде, который может послужить импульсом и мотивацией в их дальнейшей жизни. В 2016 году Упсала-Цирк представил премьеру документально-циркового спектакля "Точка", где были заняты участники проекта. "Я не вижу в наших ребятах хулиганов в том смысле, который вкладывают в это слово обыватели, — считает Л.В. АФАНАСЬЕВА. — Хулиган не гопник и не малолетнее быдло. Хулиган — смелый, дерзкий, смышленый парень. Тот, который может протестовать. Добиваться своего. Успех с первым набором был обусловлен полным отсутствием вариантов, кроме двух: или токсикоманить на улице, или крутить сальто на сцене. Проход с улицы в мир был узок, и по нему надо было бежать изо всех сил. Трое наших артистов поедут в этом году в академию Фрателлини в Париже. Это крутейшая академия с огромным конкурсом. <…> Это огромное событие для меня как руководителя цирка" (Положительное сальто. Интервью с Л.В. АФАНАСЬЕВОЙ // Esquire. 2014. 10 июня // https://esquire.ru/archive/5389-upsala/).
В 2016 году на базе Упсала-Цирка был создан творческий центр "Пакитан" для детей с особенностями в развитии, где сейчас занимаются 40 детей и подростков (от 4 до 18 лет) с синдромом Дауна. Благодаря занятиям в цирке дети развивают коммуникативные навыки, моторику и координацию. В группе всё направлено на создание атмосферы радости: проще и приятней добиваться результата в процессе игры. Дети с синдромом Дауна в Упсала-Цирке могут реализовать свои таланты, творчество дает им возможность чувствовать себя высоко оцененными и успешными, общаться со зрителями на равных (двухсторонняя связь артистов и зрителей на спектаклях Упсала-Цирка принципиально важна). Ежегодно дети центра "Пакитан" отправляются с коллективом цирка на гастроли со спектаклями в разные города России и Европы – без сопровождения родителей. А дважды в год дети из разных групп цирка собираются в инклюзивных творческих лагерях, где в процессе занятий их учат общению и партнёрству.
Дети с синдромом Дауна принимают участие в нескольких спектаклях Упсала-Цирка. "Племянник" (по мотивам картин Александра Войцеховского, 2013) в 2014 – 2015 годах был показан в 15 городах России в рамках турне "Сила мечты" и в четырёх европейских странах (Германия, Англия, Франция, Люксембург). Спектакль "Бонифаций" (цирковой спектакль со смешанным составом участников, 2015) в 2016 году стал участником фестиваля "Давай вместе!" в Новом Уренгое, побывал в 2017 году на международном фестивале "Другое искусство" во Пскове и на фестивале особых театров в Грузии (Аспиндза). В 2016 году родился спектакль "Я Басё" по мотивам японских трёхстиший (хокку) в постановке одного из ведущих российских режиссёров Яны Туминой и Александра Балсанова. В течение года артисты Упсала-Цирка с особенностями в развитии вместе с ребятами из основного состава читали хокку, работали с текстом, предметами, образами, создавали этюды. В спектакле каждый артист проникнут чувством красоты, которую он видит вокруг и внутри себя, открывая в себе будущего поэта – ученика Мацуо Басё. Этот спектакль в 2018 году стал лауреатом Всероссийской театральной премии "Золотая Маска" (лучший спектакль в номинации "Эксперимент") и Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей "Арлекин" (в номинациях "Лучший спектакль", "Лучшая работа режиссёра", "Лучшая работа композитора", "Лучшая работа художника по свету"). "Сны Пиросмани" – инклюзивный спектакль Упсала-Цирка, созданный в 2018 году по мотивам картин грузинского художника Нико Пиросмани и поставленный с участием денежной части Российской Национальной премии "Арлекин": победив со спектаклем "Я Басё" в номинации "Лучший спектакль", Упсала-Цирк стал обладателем премии в размере 1 миллион рублей на постановку нового спектакля для детей. Он родился как итог творческой лаборатории. Упсала-Цирк отправился в Грузию, где дети и художественная команда цирка жили вместе, творили, фантазировали, изучали творчество Пиросмани, общались с местными жителями и даже устроили фестиваль "Дети Пиросмани". В создании спектакля на равных объединились профессионалы театра и цирка, музыканты, звукорежиссёры, видеохудожники и 12 артистов: дети и подростки из неблагополучных семей, коррекционных школ и интернатов, дети с синдромом Дауна, выпускники цирка – артисты профессиональной труппы. Ребята сами создавали музыкальную партитуру, цирковые номера, используя элементы инженерного театра. Спектакль "Сны Пиросмани" в постановке Л.В. АФАНАСЬЕВОЙ в 2019 году на XVI фестивале "Арлекин" удостоился Специальной премии жюри "За уникальный актёрский ансамбль" и стал лауреатом Российской Национальной премии "Арлекин" в номинации "Лучшее музыкальное оформление спектакля".
В июле 2018 года в Цайце (Германия) Упсала-Цирк провёл трехнедельную миротворческую резиденцию для детей и подростков – беженцев и мигрантов из России, Германии, Сирии и Афганистана, находящихся в трудных жизненных ситуациях, неблагополучных семьях, кризисных условиях. Летом 2020 года резиденция прошла в онлайн-формате, её итогом стал мультимедийный проект, посвященный изоляции и проблемам, которые в этой ситуации возникают у детей и взрослых.
В сентябре 2019 года спектакль "Сны Пиросмани" стал специальным гостем VII Всероссийского фестиваля особых театров "Протеатр" (Москва).
В период пандемии Упсала-Цирк реализовал проект "А Коля выйдет? ": уличные выступления цирковых артистов под окнами социальных учреждений, детских домов, ПНИ, больниц. В рамках проекта было осуществлено 12 поездок в учреждения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
5-6 сентября 2020 года состоялась премьера нового спектакля "Перья", в котором заняты выпускники Упсала-Цирка, ныне артисты профессиональной труппы Упсала-Цирка.
Основная часть репертуара Упсала-Цирка – это спектакли в постановке Л.В. АФАНАСЬЕВОЙ, среди которых, помимо уже упомянутых: "Матросы под соусом" (2002), "Облака во мне" (2003), "Город в чемодане" (2004), "Собаки" (цирковая интерпретация пьесы Константина Сергиенко "До свидания, Овраг!", 2005), "Круглая сказка" (2007), "Прогулка в панамке" (2009), "Прогулка в шляпе" (2009), "Сторож снов" (2010), "Мы делили мандарин" (2012), "Приехали" (2014), "Точка" (документальный спектакль силами артистов-подростков, совершивших правонарушения – воспитанников Специальной школы № 1, 2016). Спектакль Упсала-Цирка "Собаки" в 2015 году участвовал в программе "Театр равных возможностей" в рамках XII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей "Арлекин".
Особое внимание Л.В. АФАНАСЬЕВА уделяет профессиональной команде, работающей над спектаклями. С цирком сотрудничают такие мастера, как режиссёр Яна Тумина, художник по куклам Кира Камалидинова композитор Дмитрий Максимачёв, художник Александр Войцеховский, сценограф Ник Хамов, саунд дизайнер Даниил Коронкевич, художник по свету Яна Бойцова, кабаре-бэнд "Серебряная свадьба" и другие. Безусловно, это формирует уникальную творческую среду, которая позволяет детям и подросткам максимально раскрываться и создавать спектакли на высоком художественном уровне.
Деятельность руководимого Л.В. АФАНАСЬЕВОЙ Упсала-Цирка не только вносит свой вклад в гуманизацию нашего общества, но и доказывает: театр – это искусство возможностей без границ. И поистине безграничная возможность спасения детей от многих бед.