Контактная информация:
Карпов Е.Л.
Отдел по связям с общественностью
Нижегородского ТЮЗа
e-mail: RemiZoff@gmail.com
Тел. 8 902 308 52 57
8 926 220 60 50
НАЧАЛО ТЕАТРАЛЬНОГО РОМАНА
Часто так случается в нашей жизни, в самых разных ее областях, неважно в каких, что перемены происходят не плавно, не предсказуемо, а резко, внезапно, вопреки всяким прогнозам.
Нечто подобное произошло несколько месяцев назад в нижегородском ТЮЗе. Интересующимся театральной жизнью Нижнего Новгорода людям (коих, к сожалению, совсем немного), уже давно стало очевидным, что театр переживает глубочайший кризис, что изменения в нем назрели, необходимы и не заставят себя долго ждать. «На открытии прошлого театрального сезона стало очевидным, что театр болен. Я не один раз встречался с руководством театра, высказывал свое недовольство, но ничего не менялось. Когда вы были последний раз на спектаклях в ТЮЗе? Сходите, и вам все станет ясно», – говорил руководитель комитета по культуре Нижегородской области Сергей Щербаков.
В середине июня директором театра стал ЮРИЙ МИЛЮТИН, а еще через месяц в нижегородский ТЮЗ на должность главного режиссера был приглашен ВЯЧЕСЛАВ КОКОРИН.
Главный режиссер Нижегородского ТЮЗа ВЯЧЕСЛАВ КОКОРИН
Имя, скажем прямо, в театральном мире более чем известное и о многом говорящее. Живая легенда отечественного театра, заслуженный деятель искусств России, лауреат «Золотой Маски», трижды номинант этой премии. В 2006 г. В. Кокорин являлся членом жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска». Яркий режиссер и педагог, человек, которого знают и уважают без исключения все театральные люди страны от Калининграда до Дальнего Востока. Как театральный педагог он проводил мастер-классы во многих городах России, во Франции, Германии, Швейцарии, США, на Кубе, в Сенегале, Польше. В 1993 году организовал «Байкальскую театральную школу» с участием стажеров из России и зарубежья: США, Испании, Японии, Дании, Голландии, Англии, Финляндии, Германии. Учавствовал в международных конференциях, посвященных Михаилу Чехову, в Москве (1994), Берлине (1996), Нью-Йорке (1998, 1999). Его спектакли с успехом проходили на международных фестивалях в России, Эстонии, Польше, Германии, Словении, Австрии, Хорватии, Италии, Великобритании. Сам приезд Вячеслава Кокорина в наш город – это уже огромнейшее театральное событие. «Он крупный мастер. Знаменитый на всю Европу театральный режиссер…», – говорит о Вячеславе Всеволодовиче Иван Вырыпаев.
И уже на старте становится понятно, что у руководства театра много планов как на ближайший сезон, так и на перспективу.
В новом, 79-й по счету театральном сезоне, нижегородский ТЮЗ представит на суд зрителей сразу три премьеры. Это два детских спектакля: «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» по пьесе Евгения Шварца на Большой сцене и «СЛОН ХОРТОН» (клоунский спекткль по мотивам произведений американского писателя Доктора Сьюза) на дополнительной малой площадке, которая откроется в фойе театра, а также спектакль по пьесе Максима Горького «ПОСЛЕДНИЕ», который будет идти на малой сцене театра.
Сцена из спектакля «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
Сцена из спектакля «СЛОН ХОРТОН»
Кроме того, руководство театра намерено заниматься не только постановками новых спектаклей, но и другими театральными проектами, аналогов которым в Нижнем Новгороде и во многих других городах России не было и нет.
Первый такой проект планируется запустить уже в ноябре. Это будет попытка создания своеобразной экспериментальной площадки для работы с современными пьесами, уже ставшими «классикой» «новой драмы», а также с текстами авторов, только начинающих писать для театра. Подобная практика предварительного показа пьесы, где постановочные расходы сведены к минимуму, а главным становится выявление зрительского интереса к содержанию текста, во всем театральном мире является достаточно популярной. Во Франции существует целый клуб-лаборатория под названием «Бокал». Драматурги в течение суток пишут каркас пьесы, т. е. основу сюжета, а наутро ее читают перед публикой, прямо «с листа», изучая реакцию публики на написанное, чтобы знать наверняка, нужны ли данные темы зрителю. История подобных читок началась в США, в «Центре Юджина О’Нила», когда театральные деятели страны обратили внимание на проблемы современной американской драматургии. Постепенно подобные мероприятия стали проходить в странах Западной Европы, а еще через некоторое время у нас в России, в Любимовке, Омске и Екатеринбурге. Был подобный опыт и у Русского драматического театра г. Улан-Удэ, когда в 1993 году Вячеслав Кокорин проводил подобный эксперимент в рамках фестиваля «Восток-Запад: диалог культур». Многие драматические произведения, впервые представленные на подобных читках, были замечены российскими режиссерами и теперь ставятся по всей стране; некоторые спектакли, занявшие место в репертуаре екатеринбургского ТЮЗа, который Вячеслав Кокорин возглавлял ранее, буквально «выросли» из таких показов.
Другим проектом станет ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «РЕАЛЬНЫЙ ТЕАТР», который начинал свою историю в 1990 году на базе Екатеринбургского ТЮЗа, собирая театры для детей и молодежи Урала, Сибири и Дальнего Востока. В 1994 году по предложению Министерства Культуры фестиваль получил статус всероссийского.
Очередной фестиваль, уже девятый по счету, на котором будут представлены лучшие спектакли последнего театрального сезона, планируется провести на базе Нижегородского государственного театра юного зрителя в сентябре 2007 года. «РЕАЛЬНЫЙ ТЕАТР» – это крупнейший фестиваль, признанный третьим по значимости фестивалем в России после «Золотой Маски» (Москва) и «Балтийского Дома» (Санкт-Петербург).
Кроме того, департамаент по культуре нижегородской области, в лице Сергея Щербакова, уже выделяет средства на полную реконструкцию здания театра которую предполагается завершить к его 80-ти летию, в 2008 году, а уже летом 2007 года планируется переоборудование светового и звукового оборудования.
Что из всего этого получится, судить зрителям, ведь только с ними можно и нужно делать историю, но уже сейчас можно сказать, что новое – это не хорошо забытое старое. Новое – это позитивный взгляд в будущее.
Новые формы театра
• Вслед за нашумевшей премьерой «Снежная Королева» Нижегородский театр юного зрителя 11 ноября выпустил новый спектакль для самых маленьких – «СЛОН ХОРТОН» по стихам американского писателя Доктора Сьюза,.
• Театр не хочет останавливаться на привычных зрителю формах, поэтому «СЛОН ХОРТОН» идет в верхнем фойе театра.
Идея спектакля такова, что дети попадают на цирковое представление, где на их глазах рождается трогательная история о Слоне, который вместо птички высиживает в гнезде яйцо. Некоторые артисты специально для спектакля учились играть на музыкальных инструментах, а Иван Власов осваивал ускоренный курс циркового мастерства. В спектакле он без страховки играет на гитаре под потолком театра. Клоуны, живая музыка, интерактивное общение со зрителем – вот что отличает этот спектакль от многих других в Нижнем Новгороде.
• Спектакль «СЛОН ХОРТОН» рассчитан на детей от пяти до семи лет, поэтому количество зрительских мест ограничено до 60-ти человек. Это обусловлено ещё и тем, что маленькие зрители должны не только смотреть спектакль, но ещё и участвовать в нём – только тогда им будет интересно.
• В спектакле заняты молодые артисты: Вячеслав Ямбор, Алла Хамитова, Регина Зуева, Евгений Волоцкий, Алексей Манцыгин, Иван Павлушин, Татьяна Миронова. В роли Слона Хортона – Иван Власов. Музыку к спектаклю придумал и аранжировал артист театра Евгений Волоцкий.
• «Это вторая премьера театра, не совсем обычная, но на этом поиски новых форм общения со зрителем не закончатся», – говорит главный режиссёр театра Вячеслав Кокорин.
Наступление продолжается – снова премьера!
• Нижегородский театр юного зрителя готовит очередную премьеру. Это спектакль по пьесе М.Горького «ПОСЛЕДНИЕ» 28, 29 и 30 ноября на малой сцене в 18.30.
• Показав нижегородским зрителям разные видения режиссёрского мышления и сценического пространства в предыдущих премьерах, режиссёр «ПОСЛЕДНИХ» Вячеслав КОКОРИН вернулся к привычному для Нижнего Новгорода решению спектакля. Но и тут Вячеслав Всеволодович приготовил зрителям сюрпризы. Первое – необычная для малой сцены Нижегородского ТЮЗа планировка зрительских мест, второе – сценографическое решение пространства и, третье, сама игра актёров, которые, по словам режиссера, вышли на новый качественный уровень в работе над ролью.
• В этом спектакле режиссёр даёт возможность проявить себя всем «поколениям» артистов театра. В спектакле участвуют народный артист России Леонид РЕМНЕВ, заслуженный артист России Евгений КАЛАБАНОВ, заслуженная артистка России Наталья МЕЩЕРСКАЯ, заслуженная артистка России Марина ЧЕРНОВА. Так же зрители смогут увидеть в новом качестве Александра БАРКОВСКОГО, Марину ИЛЬИЧЁВУ, Ивана ВЛАСОВА, Вячеслава ЯМБОРА, Анастасию КОВАЛИВ, Татьяну МИРОНОВУ, Надежду АФАНАСИЧЕВУ, Ирину СТРАХОВУ, Ивана ПАВЛУШИНА, Андрея РОГОЖИНА, Регину ЗУЕВУ, Владимира БЕРЕГОВА, Юрия ПЫШКО, Ирину ДОЛГАНОВУ и Алексея МАНЦЫГИНА. Художник спектакля – заслуженный художник России Лариса НАГОЛОВА, уже известная Нижегородским зрителям по спектаклю «Снежная Королева». Всё действие на сцене будет проходить под музыку Гии КАНЧЕЛИ.
• Пьеса «ПОСЛЕДНИЕ», написанная в 1908-м году, не потеряла своей актуальности и сейчас. Параллель с сегодняшним днем просто неминуема, так как пьеса говорит о разломе общества, который характерен для сегодняшней России так же, как и в начале прошлого столетия. Это история приспособленчества, где люди сделали выбор между плохим и очень плохим.
• Театр юного зрителя продолжает «наступать». После двух детских спектаклей театр обратился к классической драматургии и взрослому зрителю. Каждый, кто будет приходить на «ПОСЛЕДНИХ», окунётся в эпоху того времени уже при входе в театр.
• Нижегородская молодежь, интеллигенция и все, кто интересуется театром и его развитием, смогут посетить этот спектакль 28, 29 и 30 ноября на малой сцене в 18.30.