ИРИНА ЛЕОНИДОВНА СОКОЛОВА ИРИНА ЛЕОНИДОВНА СОКОЛОВА –

ЛАУРЕАТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ

В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ «АРЛЕКИН» 2007 г.

в номинации «ЗА ВЕЛИКОЕ СЛУЖЕНИЕ ТЕАТРУ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

 

 

23 апреля 2007 г. во время церемонии закрытия Четвертого Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» в Детском музыкальном театре «Зазеркалье» состоится торжественное награждение и вручение И.Л. СОКОЛОВОЙ диплома лауреата и серебряной фигурки Арлекина (автор этого пластического символа Национальной премии «Арлекин» – замечательный художник-ювелир Андрей Ананов).

 

Всех, кто хочет поздравить ИРИНУ ЛЕОНИДОВНУ СОКОЛОВУ, мы ждем в этот день 23 апреля в 18.00 в Детском музыкальном театре «Зазеркалье» (ул. Рубинштейна, д.13).

 

11 апреля 2007 г. в информационном агентстве ИНТЕРФАКС в Санкт-Петербурге на пресс-конференции, посвященной предстоящему Четвертому Всероссийскому фестивалю театрального искусства для детей «Арлекин» был объявлен лауреат Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2007 г. в номинации «ЗА ВЕЛИКОЕ СЛУЖЕНИЕ ТЕАТРУ ДЛЯ ДЕТЕЙ».

Лауреаты прошлых лет в этой номинации – выдающийся режиссер и педагог Зиновий Яковлевич Корогодский (2004 г., посмертно); создательница первого в мире театра для детей Наталья Ильинична Сац (2005 г., посмертно), легендарный спектакль МХАТ им. М. Горького «Синяя птица» (2006 г.), поставленный К.С. Станиславским в 1908 г. и сохраняемый в репертуаре театра по сей день.

По единогласному решению Жюри Национальной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» в 2007 г. этой чести удостоилась наша современница, выдающаяся актриса ИРИНА ЛЕОНИДОВНА СОКОЛОВА, чье мастерство во многом определило лицо ленинградского ТЮЗа эпохи З.Я. Корогодского и чей талант сегодня – счастливое достояние театра «Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина» (Театр-фестиваль «Балтийский дом»).

 

Краткая информация:

И.Л. Соколова родилась 24 декабря 1940 г. в Мурманске. В 1960 г. поступила, а в 1963 г. закончила драматическую студию при ТЮЗе на Моховой (курс А.Ф. Макарьева).  С этого времени работала на сцене ленинградского ТЮЗа, где сыграла главные роли в таких спектаклях, как «Конек-Горбунок», «Гамлет» (Офелия), «Бэмби», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Два пуделя», «Маленький принц», «Радуга зимой», «Джельсомино в стране лжецов», «Наш цирк», «Наш Чуковский», «Наш, только наш», «Месс-Менд», «А что бы ты выбрал?», «Жила-была девочка», «Два клена», «Тимми, ровесник мамонта», «Весенние перевертыши», «Свои люди – сочтемся», «Бонжур, месье Перро», «Элеонора, последняя ночь в Питтсбурге», «Старосветские помещики» и многие, многие другие.

Она начинала в легендарном ленинградском ТЮЗе еще при основателе этого театра А.А. Брянцеве. В эпоху З.Я. Корогодского талант Ирины Леонидовны был востребован в полной мере. В ТЮЗ, где при З.Я. Корогодском сформировалась блистательная труппа, «ходили на Соколову» точно так же, как «ходили на Тараторкина» или «на Шуранову». И.Л. Соколова в тюзовских спектаклях была уникальной, по сей день непревзойденной актрисой в амплуа травести. Выдающееся мастерство этой актрисы никак не умещается в рамки одного амплуа, но при этом редкостный «детский дар чистоты» пронизывает все ее роли.    

В 1999 года вместе с режиссером Анатолием Праудиным и частью труппы И.Л. Соколова покинула ТЮЗ. С 1999 г. – актриса театра «Экспериментальная сцена» под руководством Анатолия Праудина (Театр-фестиваль «Балтийский дом»), где играет в спектаклях А. Праудина «Крокодил», «Сизиф и камень», «Царь Рjotr», «Бесприданница», «Поющие призраки» (по мотивам «Поэмы без героя» А.А.Ахматовой), «До свидания, Золушка», «Дом на Пуховой опушке».

И.Л. Соколова сыграла множество ролей в кино, в том числе в фильмах Александра Сокурова «Разжалованный» (1980), «Скорбное бесчувствие» (1983–1987), «Дни затмения» (1988), «Молох» (1999,  роль Геббельса), «Телец» (2000).

 

1974 г. - заслуженная артистка РСФСР.
1980 г. - народная артистка СССР.
1982 г. - лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского.
1997 г. - лауреат Санкт-Петербургской высшей театральной премии «Золотой софит».

Национальная премия в области театрального искусства для детей «Арлекин» все ближе «подбиралась» к Ирине Леонидовне Соколовой… В 2004 году, когда родился «Арлекин», в номинации «За великое служение театру для детей» был награжден (посмертно) Зиновий Яковлевич Корогодский, чья режиссерская фортуна в ленинградском ТЮЗе безраздельно слита с актерским феноменом Ирины Соколовой. В 2005 г. лауреатом  Национальной премии «Арлекин» в номинации «За лучший спектакль» стал спектакль «До свидания, Золушка» режиссера Анатолия Праудина, где Ирина Соколова в роли Феи – главной волшебницы в труппе бродячих артистов – даровала нам еще одно театральное счастье…    

В отличие от многих сегодняшних артистов, актриса не имеет собственного сайта и не относится к публичным, «медийным» персонажам. Но при этом Ирина Леонидовна с той самой «эпохи Корогодского» не утратила в наших глазах своего личностного, артистического масштаба и является одной из живых легенд российского театра.

Ирина Соколова – истинное воплощение самого понятия «артистизм», причем не только для зрителей, но и для самых взыскательных критиков…

 

 

Газета «Смена», 23 декабря 2001

 

Лилия ШИТЕНБУРГ

 

Ирина Соколова, которая гуляет сама по себе

 

Завтра свой день рождения празднует народная артистка России Ирина Леонидовна Соколова.

Юбилей, конечно же, будет совсем-совсем настоящий: цветы, подарки, поздравления коллег из разных театров, банкет и торжественные речи, в которых ораторы справедливо подчеркнут «непреходящее значение» и выдающийся вклад в искусство театра нашей замечательной артистки, а также ее неоценимое благотворное влияние на несколько поколений «маленьких ленинградских и петербургских зрителей» (и каждый из вполне уже взрослых людей, услышав это, непременно будет гордо считать себя наиболее полно сформировавшимся «на Соколовой» «маленьким зрителем»). Все это замечательно. Только вот еще что... Ребята!!! День рождения этой актрисы – это не только ее, это наш с вами праздник. Это же Соколова!

Первую роль на профессиональной сцене она сыграла в пять лет. Какого-то гномика. Думаю, что это был один из самых маленьких и самых перспективных гномиков за всю историю русского театра. За свой труд получала гонорар – конфету. Оплата труда народной артистки до сих пор вполне сопоставима с этой конфетой. Потом были все эти знаменитые, неоднократно ею рассказанные истории про то, как сначала не приняли в театральный институт – маленькая очень, как затем ее взял Макарьев, а после этого – ТЮЗ. И ТЮЗ был почти сорок лет...

«У нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез» – кажется, что это написано Андреем Платоновым именно о Соколовой. Ее амплуа называлось «травести». Актриса, играющая мальчишек. Амплуа, между прочим, уникальное – тогда этого не понимали, а теперь современных травести больше нет (впрочем, мало ли кого нет – инженю с героями-любовниками – и те повывелись). Ирина Соколова переиграла кучу мальчишек (их действительно здорово было бы свалить в одну большую, веселую, барахтающуюся кучу – как на школьной переменке) – малолетних философов и отчаянных забияк, ранимых печальных фантазеров и серьезных патриотов. Ее героев звали Дюшкой, Гавриком (о, это был наверняка очень почетный ввод!), Генкой, Сашей Бутузовым, Иртышом и так далее... О, юные пионеры, чьи звонкие имена канули безвозвратно, – ныне вы так же далеки от нас, как «ровесники мамонта»!..
Сейчас совершенно ясно, что именно она в них играла – Маленького Принца, разумеется. Особый детский дар чистоты, терпеливой нежности и какой-то хрустальной хрупкости – даже в самых геройских и пламенных ее мальчишах. «Пож-ж-жалуйста, нарисуй мне бар-р-рашка!!!» Кто может устоять перед этим ее звенящим лукавым «пож-ж-жалуйста»?! Даже у мужественного Сизифа коленки подгибались. (Представляю Ирину Леонидовну в начальственных кабинетах, умоляющей чиновников о создании театра: «Мой милый, хороший, купи мне калоши!» Не для себя ведь просит – для «Тотоши и Кокоши»!)
Ну хорошо, играет мальчишек – значит, травести. Но как определить амплуа актрисы, которая за свою богатейшую сценическую жизнь сыграла множество мальчишек, девчонок, бабушек, тетушек, матушек, нянюшек, служанок, дворянок, крестьянок, а также животных: сказочного Конька-Горбунка, обворожительных Кота и Кошку, которая гуляла сама по себе, бесподобного олененка Бемби (как мгновенно на юбилее ТЮЗа она «впрыгнула» на секундочку в эту свою коронную роль – вдруг распахнув удивленно огромные светлые глазки, исполненные веселого и доброжелательного любопытства, чутко поведя «воображаемыми» ушками и младенчески нежно переступив нетвердыми новенькими «копытцами»... Актриса!)

А ведь в ее репертуаре были еще и насекомые – незабвенный танцующий Комарик, а теперь (на Экспериментальной сцене) прибавились рептилии – великий и ужасный, самый зеленый на свете Крокодил, и, не побоюсь этого слова, минералы – мифический Сизифов Камень. Кто бы мог подумать, что наш Бемби сыграет доктора Геббельса в сокуровском «Молохе»?! (Сотрудничество с Александром Сокуровым – особая тема в творчестве Ирины Соколовой). А кто сказал, что Соколова не может играть настоящих злодеев? А «Месс-Менд»?! Этот «ангелочек» становится чертенком с большим-пребольшим, истинно актерским удовольствием.

Как хорошо, что З.Я. (Корогодский, разумеется, Корогодский) вовремя дал ей Офелию! Представьте себе: нежная маленькая девочка, которая решительно отстригла себе прядку волос, потому что всерьез засобиралась в монастырь – так велел ее принц. Я только картинку видела. Соколова там – кусочек света... Когда один относительно молодой режиссер, сильно затосковав по чему-то высокому, признался, что ищет на роль в новом спектакле «девушку со звезды», его спросили: «А кто, собственно, нужен?» - «Молодая Соколова!».

Это точно. Когда она в «Крокодиле» снимет летный шлем и встряхнет светлыми волосами, распахнет ресницы в сторону артиста Николая Иванова и легко присядет в изящнейшем реверансе, мы не узнаем в ней задиру и хулигана, непревзойденного стрелка из рогатки, нашего бесстрашного вожака Крокодила Крокодиловича – столько неземной изысканности и безукоризненной, немножечко печальной женственности будет в облике актрисы. Какая «мамаша Кураж»? Фея-крестная! Так с какой она звезды?..

«Сказочные помощники»: Конек-Горбунок, Кот, Крокодил – не просто роли, это собственный Камень Соколовой, в смысле – судьба. Ирина Соколова и сама – «сказочный помощник». «На земле и под землей он товарищ будет твой». Эта маленькая хрупкая женщина – великий, несгибаемый боец. «Как хорошо – не надо кланяться!». «Пунические войны» петербургского ТЮЗа («Узнайте, милые друзья: потрясена душа моя. Я столько горя видел там...»): Соколова борется за Корогодского, потом, когда уволили Андреева, становится худруком театра, потом – увольнение Праудина и их общий уход из ТЮЗа, создание Экспериментальной сцены... Она всегда безошибочно выбирает творчество.
Бог с ним, с «городом», который с барственным безразличием позволил себе «не заметить» ухода народной артистки Ирины Соколовой из ее театра. «А город подумал: ученья идут...» Тот, кто не воспитывался на спектаклях нашего ТЮЗа, никогда не поймет поистине «детскую радость», овладевшую сердцами бывших «маленьких зрителей», узнавших о поступке Ирины Соколовой. Осознавших, что актриса продолжает жить «по правде и всерьез». Это значит, что когда мы были маленькими, она нас не обманывала. Привыкнув уже к моральному релятивизму «взрослого мира», театрального – в частности, этическую безупречность выдающегося мастера, каким является Ирина Соколова, воспринимаешь как драгоценнейший дар судьбы. Тебе, кому посчастливилось быть свидетелем. Вот «на Камне сем» можно воздвигать новый театр.
Актриса Ирина Соколова еще превратит тыкву в карету, мышей – в шестерку лошадей, каморку репзала – в настоящий театр, она непременно скушает всех Людоедов и спасет всех положительных мух, птичек и бабочек – потому что «в руке ее горит маленький фонарик». А в прополке баобабов мы поможем. Кстати, следующий год по авестийскому календарю – год Сокола.