• Е.В. [Вольгуст Елена]. Арлекин от Ананова //Петербургский Час Пик. 2004. 19 мая. № 21.
www.chaspik.spb.ru/cgi-bin/index.cgi?level=21&yea=2004&rub=7&stat=3
• Алпатова Ирина. «Арлекин»-пилот //Культура. Москва. 2004. 20 – 26 мая. № 20 (7428). С. 3.
www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=519&crubric_id=1000304&rubric_id=201&pub_id=553567
• Дебют Арлекина //Санкт-Петербургские ведомости. 2004. 22 мая. № 95.
• Балаганова Александрина. Арлекин в Зазеркалье //Город. Санкт-Петербург. 2004. 24 мая. № 18 (103).
www.gorod-spb.ru/story.php?st=3948
• Каменецкая Мария. Полюбят ли дети Арлекина? [Хроника] //Санкт-Петербургские ведомости. 2004. 26 мая. № 97.
• Алексеева Елена. Арлекин [Эпизоды] //Новые театральные известия (Приложение к газете Новые известия). Москва. 2004. 31 мая. № 6 (1489). С.4.
www.newizv.ru/news/?id_news=6878&inset=teatr&date=2004-05-28
• Арлекин – детям //Аргументы и факты. Санкт-Петербург. 2004. 26 мая. № 21 (562). С. 12.
• Премию присудили посмертно [О присуждении Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» З.Я.Корогодскому – посмертно] //Вечерний Петербург. 2004. 2 июня. № 100.
www.vecherka.spb.ru
• Кончаров Максим. Посмертно присуждена… [О присуждении Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» З.Я.Корогодскому – посмертно] //Комсомольская правда в Петербурге. 2004. 2 июня. № 101.
spb.kp.ru/2004/06/02/new24257/
• Алексеева Елена. Детские спектакли войдут в моду //Санкт-Петербургские ведомости. 2004. 5 июня. № 105.
• Слободская Жанна. «Маугли» в «Зазеркалье» //Рязанские ведомости. 2004. 5 июня. № 116.www.rv.ryazan.ru/cgi-bin/main?n=1896&m=22
• Степанов Кирилл. Арлекин в Зазеркалье //Телевидение. Радио. Санкт-Петербург. 2004. № 25. С.3.
• Тоцкая Евгения. Большая история для самых маленьких //Независимая газета. Москва. 2004. 9 июня. № 116.
www.ng.ru/culture/2004-06-09/8_histori.html
• Александр Петров. Национальная премия – стимул творчества. (Беседу вела Ирина Алпатова) //Культура. Москва. 2004. 10 – 16 июня. № 23 (7431). С. 14.
www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=522&rubric_id=1002689&crubric_id
=1002690&pub_id=559055
• Алпатова Ирина. Прогнило что-то в детском королевстве. Первый всероссийский фестиваль «Арлекин» //Культура. Москва. 2004. 10 – 16 июня. № 23 (7431). С. 14.
www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=522&crubric_id=1002690&rubric_id=1002689
• Корнакова Марина. Ваш выход, Арлекин! //Петербургский Час Пик. 2004. 16 – 22 июня. № 25 (335).
www.chaspik.spb.ru/cgi-bin/index.cgi?level=25&yea=2004&rub=7&stat=2
• Мамаладзе Майя. «Арлекин» //Новые театральные известия (Приложение к газете «Новые известия»). Москва. 2004. Июль – август. № 7. С. 9.
www.newizv.ru/teatr
• Галахова Ольга. Путевка в жизнь //Литературная газета. Москва. 2004. 1 – 7 сентября. № 34.
www.lgz.ru/1269
•Голинькова Лариса. Театры России – детям! //Владимирский округ. Санкт-Петербург. 2004. Сентябрь. №6 (27). С. 6 – 7.
• «Арлекин» рождается в муках //Балтийские сезоны. Действующие лица петербургской сцены. Санкт-Петербург. 2004. № 10. С. 200 – 213.
• Тропп Евгения. Правила проведения современного театрального фестиваля (просто лекция) //Петербургский театральный журнал. 2004. №3 (37). С. 113 – 117.
• Мамаладзе Майя. Национальных театральных премий теперь две //Страстной бульвар, 10 (информационный сборник СТД РФ). Москва. 2004. № 1 – 71. С. 23 – 26.
•Таршис Надежда. «Арлекин», друг детей //Театр. Москва. 2004. №3. С. 111.
•Национальная премия и Фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» //Культура. Москва. 2004. 28 октября – 3 ноября. №42. С. 2
Петербургский Час Пик. 2004. 19 мая. № 21
МИР ИСКУССТВ
Елена ВОЛЬГУСТ
АРЛЕКИН ОТ АНАНОВА
В отечестве в области театрального искусства, как уже давно осведомлен каждый мало-мальски просвещенный, имелась одна высшая национальная премия – «Золотая маска». Однако нынче в семействе наград грядет прибавление: детский музыкальный театр «Зазеркалье» совместно с Министерством культуры, СТД, Комитетом по образованию, Интерстудио учредил свою, причем тоже национальную – «Арлекин», призванную отмечать лучшее из созданного для детей. Символ «Маски», вожделенной практически всеми деятелями российского искусства, изготовил много лет назад главный художник столичного «Ленкома» Олег Шейнцис. «Арлекин», вполне возможно, затмит неземную масочную красоту, поскольку его разработал ювелир Андрей Ананов. Очевидно, что изысканность формы старинного персонажа Андрей Георгиевич подкрепит металлом отнюдь не презренным, напротив, – благородным. Реально ценным, дорогим. Какова фигурка, пока не сообщили, но отчего-то живо представляется Арлекинова шапочка, унизанная рубинами. Да и глазки его вполне могут сапфирово мерцать. Само собой, вручению «Арлекина» предшествует одноименный фестиваль. Организаторы надеются, что пилотный проект пройдет удачно. Фестиваль откроется 26 мая в «Зазеркалье» недавней премьерой театра – «Сверчком на печи» композитора Сергея Баневича и режиссера Ольги Фурман. Хозяева также покажут «Финист Ясный сокол» художественного руководителя Александра Петрова. Участники – лучшие детские спектакли Петербурга, Москвы, российской провинции. «Каштанкины сны» привезет Мичуринский драмтеатр, «Маугли» – рязанский. «Маленький принц» – от Вологодского ТЮЗа, «Простая история» – от нашего. Московский музыкальный театр им. Натальи Сац покажет «Русалочку», «Лови удачу, Жеспер» – Орловский театр для детей и молодежи, а «Кролика на Диком Западе» – Театр им. Ленсовета. Возникновение в афише этого спектакля и спектакля театра «Комедианты» говорит о том, что отбор лучших спектаклей производился с учетом созданного для детей в том числе и взрослыми коллективами. В рамках фестиваля пройдут семинары драматургов, режиссеров, «круглые столы», мастер-классы, критические бдения. 27 мая в Белом зале «Зазеркалья» покажут документальный фильм о проблемах детства «Свои – чужие» московского режиссера Эллы Митиной. Ректор Интерстудио, профессор Елена Левшина 29 и 30 мая проведет специальный семинар для директоров детских театров. Торжественное закрытие – 1 июня.
Культура. Москва. 2004. 20 – 26 мая. № 20 (7428). С. 3
ОДНА НЕДЕЛЯ
Ирина АЛПАТОВА
«АРЛЕКИН»-ПИЛОТ
С 26 мая по 1 июня в Санкт-Петербурге пройдет I Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». В числе его учредителей – Комитет по культуре администрации Санкт-Петербурга, Государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье», ИНТЕРСТУДИО.
В программе фестиваля – лучшие спектакли «Зазеркалья», Московского детского музыкального театра имени Н.Сац, Мичуринского драматического театра, Рязанского и Орловского театров для детей и молодежи, Вологодского и Санкт-Петербургского театров юного зрителя, Театра имени Ленсовета и санкт-петербургских «Комедиантов».
Помимо творческой программы задумана и обширная аналитико-теоретическая. В ее рамках пройдут семинары режиссеров, драматургов, директоров и художественных руководителей театров для детей, состоится «круглый стол» «Свои и чужие», посвященный документальному кино о проблемах детства. В обсуждении спектаклей примут участие ведущие критики Москвы и Санкт-Петербурга. На заключительном «круглом столе» его участникам предстоит разработать концепцию конкурса и Национальной премии «Арлекин» в области театрального искусства для детей, а также наметить перспективы нового фестивального движения.
Город. Санкт-Петербург. 2004. 24 мая. № 18 (103)
В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ
ТЕАТР
Александрина БАЛАГАНОВА
АРЛЕКИН В ЗАЗЕРКАЛЬЕ
С 26 мая по 1 июня на сцене театра «Зазеркалье» пройдет Первый Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». Детские театры в России находятся в глубоком кризисе – некоторые из них, Московский ТЮЗ, к примеру, давно уже перестали быть детскими и стали авторскими. И это еще далеко не самый плохой вариант развития событий. Ставить детские спектакли – непрестижно, неденежно и неинтересно. И это в России, некогда гордившейся созданной у нас системой ТЮЗов.
Выходы из кризиса предлагают разные – например, на питерском фестивале «Радуга» (где по идее должны быть собраны лучшие спектакли для подростков) уже прозвучала мысль о скорейшей ассимиляции. Если включить в фестивальную программу хорошие спектакли разных театров, созданные, допустим, по классическим произведениям русской литературы (по совместительству составляющие школьную программу), то естественно, класс фестиваля заметно возрастет. Но о какой бы то ни было «детской» специфике говорить уже не придется.
Организаторы «Арлекина» решили пойти по другому, чрезвычайно трудному пути с малоизученными перспективами. Целью «пилотного» фестиваля должна стать прежде всего выработка концепции театрального искусства для детей. Для этого всю фестивальную неделю будут проходить «круглые столы» и семинары с участием драматургов, режиссеров, актеров, театроведов (из тех, кто еще не успел окончательно переквалифицироваться и уйти во «взрослую» лигу). Если некие общие критерии отбора удастся выработать, то ими может заинтересоваться национальная премия «Золотая маска», стремящаяся к созданию новой «детской» номинации и обещавшая «Арлекину» свою поддержку.
Программа первого «Арлекина» пока достаточно скромна. Среди наиболее интересных спектаклей «Сверчок на печи» и «Финист – ясный сокол» театра «Зазеркалье», «Каштанкины сны» Мичуринского театра, немолодого, но образцово детского «Братца Кролик на Диком Западе» Театра имени Ленсовета, «Маленького принца» Вологодского ТЮЗа в постановке Бориса Гранатова.
Что: фестиваль «Арлекин».
Где: в театре «Зазеркалье».
Когда: с 26 мая по 1 июня.
Кому: детям и сочувствующим.
Новые театральные известия (Приложение к газете Новые известия). Москва. 2004. 31 мая. № 6 (1489). С.4
ЭПИЗОДЫ
Елена АЛЕКСЕЕВА
АРЛЕКИН
С 26 мая по 1 июня Детский музыкальный театр «Зазеркалье» впервые проводит Всероссийский фестиваль «Арлекин». Художественный руководитель театра Александр Петров считает, что театру для детей уделяется мало внимания, поэтому вслед за «Радугой» проводит свой «праздник детской радости». «Зазеркалье» покажет свою премьеру – «Сверчок на печи» на музыку Сергея Баневича, а также работы Рязанского, Вологодского, Орловского и Мичуринского театров. Каштанка и Маугли, Русалочка и братец Кролик с братцем Лисом, Маленький принц и Финист–Ясный сокол обсудят, каким должен быть спектакль для детей. В рамках фестиваля институт «Интерстудио» проведет семинар для менеджеров детских театров.
Комсомольская правда в Петербурге. 2004. 2 июня. № 101
КОРОТКО И ЯСНО
Максим КОНЧАРОВ
ПОСМЕРТНО ПРИСУЖДЕНА...
...национальная премия «Арлекин» за достижения в области театрального искусства для детей Зиновию Корогодскому. Так решили организаторы Первого Всероссийского фестиваля детских театров, проходившего в Петербурге.
Рязанские ведомости. 2004. 5 июня. № 116
ФЕСТИВАЛЬ
Жанна СЛОБОДСКАЯ
«МАУГЛИ» В «ЗАЗЕРКАЛЬЕ»
С 26 мая по 1 июня в нашей стране произошло рождение нового, уникального явления в мире театра для маленьких зрителей. В городе на Неве по инициативе Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» и при поддержке комитета по культуре г. Санкт-Петербурга состоялся I Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». Это же имя устроители фестиваля дали и новой Национальной премии.
«Арлекин» – это свобода, озорство, ирония. Это – мудрость ребёнка и то детское, что навсегда остаётся в нас. Это – блестящий образ театра и театральности, символ игры, лицедейства и артистизма. И в этот причудливый, волшебный мир был приглашен Рязанский театр для детей и молодежи со спектаклем «Маугли» Р. Киплинга (инсценировка и постановка заслуженного деятеля искусств России В. Грищенко).
У нашего театра есть опыт фестивальных поездок (Воронеж, Екатеринбург, Ярославль, Нижний Новгород) и проведения фестиваля «На пороге юности», но волнения были неизбежны. Мы не боялись за качество своего спектакля - его с восторгом принимали зрители Франции, Германии, он много лет не сходит с афиши театра и пользуется успехом. Просто очень давно не были в северной столице, и компания была очень престижная. В афише «Арлекина» значились Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н.И. Сац, Санкт-петербургские ТЮЗ им. А.А. Брянцева, академический театр Ленсовета, драматический театр «Комедианты», хозяева из «Зазеркалья», а также Вологодский ТЮЗ, Орловский театр «Свободное пространство» и мы, рязанцы. Согласитесь – очень представительно.
Среди спектаклей были оперы, мюзиклы, музыкальные спектакли, сказки-притчи, драмы, басни, обрядовые драмы. Во время фестиваля состоялся «круглый стол», работала драматургическая лаборатория, где были представлены новые пьесы. Проводились семинары для режиссёров и директоров театров, была организована насыщенная культурная программа. Хозяева фестиваля выбрали чудесное время для его проведения – начало белых ночей, день города с карнавальным шествием по Невскому проспекту, открытие фонтанов.
Но Театр на Соборной мог бы и не попасть на фестиваль, если бы не помощь, оказанная Рязанским государственным приборным заводом. Руководство завода и, в первую очередь, генеральный директор предприятия А.Н. Червяков, финансовый директор И.С. Волков постоянно поддерживают многие культурные проекты, мероприятия в нашем городе. Трудно представить себе традиционный «Бал Мельпомены», проводимый Рязанским отделением СТД, без участия завода. Да и наш театр знает, что в трудную минуту руководство предприятия придет к нам на помощь. Бенефисы ведущих актеров-«соборян», юбилейный вечер, посвященный 65-летию ТЮЗа, и, наконец, три Всероссийских фестиваля спектаклей для подростков «На пороге юности» прошли на высоком творческом и организационном уровне во многом благодаря активной поддержке приборного завода. Спасибо нашим друзьям-заводчанам за возможность представлять Рязань на Всероссийском фестивале в северной столице.
Независимая газета. Москва. 2004. 9 июня. № 116
Евгения ТОЦКАЯ
БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
В Петербурге завершился Первый Всероссийский фестиваль
театрального искусства для детей «Арлекин»
Сегодня проводить фестивали необыкновенно модно. Это и способ себя показать, и возможность на других посмотреть. Причем мода эта не только российская. Мы в данном случае даже слегка в хвосте мирового фестивального движения. Есть и театры, которые существуют от фестиваля до фестиваля, создавая спектакли именно с расчетом поразить коллег и начать плавное передвижение по миру из одной точки в другую. Такие спектакли и такие фестивали привлекают внимание профессионалов, но, как правило, остаются без внимания зрителя. Зритель такого рода фестивальному движению, строго говоря, не нужен. Его интересы здесь вовсе не главные.
Фестиваль «Арлекин» задумывался и создавался совсем с другими целями. И по мнению Александра Петрова, художественного руководителя «Зазеркалья», и по мнению его коллег, приглашенных на фестиваль, детский театр переживает сегодня определенный кризис. К их точке зрения следовало бы добавить, что не только детский, однако «Арлекин» во главу угла ставит проблемы искусства для детей, прекрасно осознавая, что происходящее сегодня в детском театре определяет, каким будет завтрашний зритель как таковой.
Для детей же ныне работать непрестижно и невыгодно. Советская система поддержки искусства, обращенного к ребенку, рухнула. Новой не возникло. Для того чтобы поставить хороший (читай – конкурентоспособный) спектакль для детей, сил приложить и средств затратить нужно не меньше, а часто и больше, чем работая для взрослых. Детский зритель, с одной стороны, гораздо более искушен благодаря телевидению, а с другой – невероятно категоричен и не готов прощать дядям и тетям, играющим на сцене, никакой фальши. К тому же ситуация внутри театрального цеха сложилась такая, что славу и известность режиссеры и артисты обретают, работая для взрослых. Создатели фестиваля «Арлекин» попытались сформулировать и попробовать претворить в жизнь механизмы, которые позволили бы поднять в глазах художников престижность постановки именно детских спектаклей. Это проблема не только внутрицеховая. В ней не может быть не заинтересовано общество как таковое. Если оно, конечно, думает о своем будущем.
Свой первый фестиваль «Арлекин» провел как пилотный. Строгого отбора спектаклей-участников не было. Задача состояла в другом: показать реальную картину сегодняшнего состояния детского театра – и драматического, и музыкального. Театры обеих столиц представляли Московский детский музыкальный театр им. Н.И. Сац с «Русалочкой», «Зазеркалье» со «Сверчком на печи» и «Финистом Ясным Соколом», Театр Ленсовета, показавший работу «Кролик на Диком Западе», ТЮЗ им. А.А. Брянцева с «Очень простой историей» и питерский театр «Комедианты» со спектаклем «Ехала деревня мимо мужика». Из российской провинции на «Арлекин» были приглашены: «Каштанкины сны» Мичуринского драматического театра, «Маугли» Рязанского театра для детей и молодежи, «Маленький принц» Вологодского ТЮЗа и «Лови удачу, Жеспер!» Орловского театра для детей и молодежи. Несмотря на отсутствие экспертного совета (дирекция фестиваля выбирала спектакли по своему усмотрению), программа «Арлекина» оказалась очень интересной. В ней не было представлено
откровенно провальных работ. А «зазеркальный» «Финист», спектакль «Комедиантов», мичуринская и вологодская работы могут быть смело включены в репертуарную афишу любого фестиваля, даже с самыми строгими критериями отбора.
Программа «Арлекина» показала и главную проблему сегодняшнего детского театра – он проигрывает именно тогда, когда начинает состязаться на территории противника, с телевизионными шоу и голливудской анимацией. В данном случае лучшее, что может предложить театр – живое сиюминутное общение, – теряется по дороге, а слабая техническая оснащенность и актерская неготовность к подобным сценическим экспериментам превращает подлинное в суррогат. «Арлекин» замышлялся не только как фестиваль. В перспективе (уже в следующем году) по его итогам лучшему детскому спектаклю страны будет вручена одноименная национальная премия. Предполагается, что это будет не только миниатюрная скульптура, созданная замечательным петербургским ювелиром Андреем Анановым, но и денежный грант, который театр-лауреат сможет потратить на создание нового детского спектакля.
На открытии фестиваля Александр Петров объявил, что первый «Арлекин» будет вручен и в этом году. Имя этого человека создатели фестиваля определили для себя в тот момент, когда замышлялась национальная премия. Их выбор был единственно верным. Зиновий Яковлевич Корогодский, чье имя связано с блистательными десятилетиями ленинградского ТЮЗа, режиссер-легенда, многие спектакли которого и сегодня по прошествии многих лет кажутся абсолютными шедеврами, не мог не быть единственным претендентом на первую национальную премию в области детского театра. Равного ему не было долгие годы, нет и сейчас. По иронии судьбы Зиновия Корогодского хоронили в день открытия «Арлекина». Ирония судьбы… или благословение. Время рассудит. Хочется верить во второе, дело придумано и начато благое. Не только для тех, кто делает театр, но и для тех, кто его смотрит.
Культура. Москва. 2004. 10 – 16 июня. № 23 (7431). С. 14
ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «АРЛЕКИН»
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ:
«НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ – СТИМУЛ ТВОРЧЕСТВА»
Беседу вела Ирина АЛПАТОВА
В Санкт-Петербурге завершился Первый Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». Одновременно представители театральных цехов России обсуждали проблему учреждения Национальной премии в этой области. Одним из инициаторов создания фестиваля и премии является петербургский Детский музыкальный театр «Зазеркалье» под руководством Александра ПЕТРОВА. Мы попросили Александра Васильевича, являющегося арт-директором «Арлекина», поделиться своими соображениями по поводу современного состояния отечественного театра для детей и необходимости учреждения нового сценического форума и премии.
- Александр Васильевич, как возникла идея «Арлекина»? В чем принципиальная новизна этого фестиваля, ведь детских театральных форумов у нас немало?
- Идея фестиваля и Национальной премии вызревала достаточно долго, но оформилась только в этом году. Да, действительно, фестивалей детских театров в России много, я часто на них бываю и заметил, что в их программе большей частью представлены произведения Чехова, Горького, Шекспира и прочих классиков. Естественно, возникает вопрос: а где спектакли для тех, кому еще непонятны Шекспир и Чехов? Выяснилось, что никто этим особо заниматься не хочет, потому что это считается совершенно непрестижным делом. В чем кардинальное, концепционное отличие «Арлекина» от прочих схожих мероприятий? Это не просто фестиваль детских театров, но фестиваль спектаклей для детей.
- Насколько первый фестиваль смог отразить состояние российского театра для детей?
- Нынешний «Арлекин» – пилотный фестиваль, пробный. Он готовился в очень короткие сроки. Была попытка просто найти по стране несколько детских названий. И даже это оказалось проблематичным. Мы звонили в достаточно известные детские театры, ТЮЗы с вопросом: какой у вас есть хороший спектакль для участия в фестивале? Нам отвечали: «Двенадцатая ночь», «Дядя Ваня» или «Без вины виноватые». Верю, что они действительно хорошие. Но нас интересовала несколько другая возрастная направленность. И тогда в недрах театра находился какой-нибудь «Маугли», поставленный полтора десятка лет назад. Очень мало подобных спектаклей, почти все они не относятся к премьерным.
Поэтому я считаю, что первый «Арлекин» показал реальное состояние искусства для детей в стране. И оно, скажем прямо, не блестящее. Я ни в коем случае не хочу обвинять ни один из коллективов, приехавших сюда. Там есть подвижники, болеющие этой проблемой. Но за ними никто не стоит. Нет молодых главных режиссеров. Никто не желает брать на себя эти функции, все хотят ставить, причем классику, где можно ярче себя проявить.
- Актуально ли в такой ситуации учреждение Национальной премии в области театра для детей?
- Премия – это тот стимул, который даст людям возможность творить. Ни у «Золотой Маски», ни у петербургского «Софита» детских номинаций нет. Есть только для театров кукол, но это иная территория, другая эстетика. Но вот представьте, объявляется конкурс на постановку спектакля для детей. И лучший из них получает Национальную премию, а она к тому же внушительна по денежному содержанию. На примере тех же «Золотой Маски» или «Софита» видно, что подобная премия дает огромный потенциал для раскрутки и раскачки театров. Поэтому мы бы очень хотели, чтобы идея учреждения Национальной премии была поддержана и развита. Она уже находит понимание в Министерстве культуры и Союзе театральных деятелей РФ, в Комитете по образованию, в администрации Санкт-Петербурга и, конечно, в среде наших коллег. Мы, может быть, просто быстрее поняли, что это надо делать сейчас же, не откладывая в долгий ящик.
- Вы согласны с предложением, высказанным на «круглом столе», чтобы фестивальные спектакли делались «по заказу»?
- Я это поддерживаю. Нельзя только допустить, чтобы получались спектакли «для галочки». Потому что на самом деле этой «галочкой» будет не просто наличие в репертуаре театра спектакля для детей, но спектакля качественного. Я надеюсь и хочу верить, что критерием оценки спектакля, выдвинутого на премию, станет прежде всего качество. Мне кажется, все это будет огромным стимулом для всей страны. Если сейчас, в конце сезона, объявить через Интернет этот «заказ», оповестить театры, что история фестиваля и премии начала отсчет времени, то к апрелю 2005 года созреет новый «Арлекин». Думаю, там уже можно будет пожинать какие-то плоды. Быть может, в первый раз мы вручим только одну премию, дальше появится несколько номинаций. Но как всякое новое дело, премия должна раскручиваться. Если мы не будем сегодня «строить» детские души, то очень скоро увидим, что те, которые идут за нами, не понимают самых простых вещей, из которых складывается жизнь.
- Фестиваль и премия предполагают различные театральные жанры?
- Да, мы их пока не ограничиваем, поскольку опять же очень узок круг театров, которые занимаются этими проблемами. Поэтому мы берем сейчас все жанры, понимая, что хороший спектакль для детей может родиться в балете, драме, на стыке оперы и мюзикла.
- Вы предполагаете ограничить возрастную направленность спектаклей?
- Да. Одна категория конкурсных постановок будет предназначена детям от пяти до девяти лет, вторая - от девяти до двенадцати. И, кстати, наш «круглый стол» показал полное единодушие в этом вопросе. Я, честно говоря, опасался, что люди начнут возражать: мол, возрастные ограничения - это наследие порочной сталинской системы. «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» – для всех. Наоборот, все очень точно и заинтересованно высказались по поводу четкого адреса спектакля. Сегодня уместно вспомнить, что лучшие спектакли классика детского театра Зиновия Яковлевича Корогодского всегда включали в себя три аспекта: высочайшую новаторскую театральную форму, огромное духовное содержание и точный возрастной адрес. Он понимал, что это на самом деле важно. Кстати, наш фестиваль открылся 26 мая, в тот день, когда город прощался с Зиновием Яковлевичем. Поскольку он внес в дело детского театра поистине неоценимый вклад, мы единогласно решили первого «Арлекина» посмертно присудить ему. Фигурку эту сделал известный петербургский художник и ювелир Андрей Ананов.
- Как появилось название «Арлекин»?
- Обсуждалось много вариантов. Мы не хотели заимствовать у «Маски» бренд «золотой» и поначалу решили остановиться на чем-то «серебряном». Первый вариант названия фестиваля – «Серебряное копытце». То, что выбивает из камня драгоценности. Но нам сказали, что «серебро» изначально намекает на второе место. Потом возникло это емкое слово «Арлекин». Сначала он был «блистательным», в честь Санкт-Петербурга, впоследствии от этого пышного эпитета мы отказались. «Арлекин» же, по-моему, всем по нраву, потому что это действительно очень живая фигура театрального мира, озорная и трогательная одновременно. Он, как никто другой, объединяет людей.
Культура. Москва. 2004. 10 – 16 июня. № 23 (7431). С. 14
Ирина АЛПАТОВА
Санкт-Петербург – Москва
ПРОГНИЛО ЧТО-ТО В ДЕТСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ
Первый всероссийский фестиваль «Арлекин»
Разговоры, разговоры...
Пилотный фестиваль «Арлекин», прошедший в Санкт-Петербурге, изначально отличался своеобразием, поскольку его зрелищная часть была не гвоздем программы, а всего лишь иллюстрацией к проблеме: каким быть «Арлекину»? Ответ же на этот вопрос должен был прозвучать после соответствующего анализа состояния детского театра в России, его перспектив, путей выхода из кризиса и более частных организационных вопросов, касающихся учреждения фестиваля и Национальной премии в области театра для детей.
Тем не менее на организацию первого «Арлекина» было затрачено немало усилий и средств. По словам генерального директора фестиваля Евгения ГАНЕЕВА, эта идея была встречена с пониманием как в петербургской, так и в московской культурно-административной среде и поддержана морально и материально Министерством культуры РФ, Комитетом по образованию Петербурга плюс спонсорские вливания. «Для проведения фестиваля, – сказал Ганеев, – был создан Благотворительный фонд "Арлекин", учредителями которого являются Театр "Зазеркалье" и ИНТЕРСТУДИО (институт второго высшего образования, ректор – Елена Левшина)». Он же отметил, что получено своеобразное благословение от «Золотой Маски»: «Для нас это очень важно, потому что "Маска" – бренд, и серьезный. А мы еще только в начале пути. Так что мы не конкуренты, а младшие братья».
Одним из главных мероприятий фестиваля стало проведение двухдневного «круглого стола», на который были приглашены представители Министерства культуры, руководители детских театров, режиссеры, педагоги, критики, драматурги. Учредителям фестиваля и премии прежде всего хотелось знать: жизнеспособна ли их идея, будет ли поддержана? И вероятно, предвидя положительный ответ, к обсуждению были предложены более практические вопросы – критерии отбора спектаклей, принципы формирования экспертного совета и жюри. После учета всех пожеланий и предложений и должна была быть сформирована концепция акции.
Стоит ли говорить о том, что идея дальнейших фестивалей и учреждения Национальной премии была поддержана единогласно. Равно как и практически всеми было отмечено почти катастрофическое состояние, в котором эта сфера ныне пребывает. Постановка детских спектаклей стала занятием абсолютно непрестижным, делаются они, как известно, по остаточному принципу и, бывает, раз в 10 – 15 лет, если это не ТЮЗ. Ведущие актеры театра там практически не засвечены, а молодежь считает участие в «утренниках» тяжкой повинностью. Маловато и грамотных профессионалов в этой области.
Поэтому основной идеей обсуждения стала мысль о том, что фестиваль и Национальная премия должны послужить прежде всего стимулом для развития театра для детей, как моральным, так и материальным. Было выдвинуто предложение не укладывать «Арлекина» в прокрустово ложе одной неизменной модели, но сделать эту модель гибкой и в ее рамках объявлять ежегодные конкурсы-«заказы». Тогда не придется отбирать спектакли из того, что есть, но пожинать более качественные плоды, изначально ориентированные на участие в фестивале и возможность номинации на премию. Помимо лауреатского престижа, премия, по мысли оргкомитета фестиваля, предполагает и весомое денежное содержание, которое должно пойти на следующую постановку спектакля для детей. Притом что и предыдущий остается в афише. Таким образом через несколько лет возможно формирование нового и весьма качественного репертуара.
Что же касается организационных вопросов, то они, естественно, окончательно не были решены. И все же основные моменты прозвучали и получили одобрение. В июле этого года в Интернете откроется сайт фестиваля «Арлекин», на котором региональные и столичные театры будут сами представлять свою продукцию. Она жанрово не ограничена, за исключением разве что кукольных спектаклей. Возможные номинации пока не фиксировались, вероятно, они будут варьироваться в зависимости от тематики каждого фестиваля. В качестве экспертов предполагается задействовать не только критиков, но главным образом театральных практиков, а также педагогов и психологов. Их работа должна быть «прозрачной» и открытой, предполагая личную ответственность за выдвижение того или иного спектакля. А вот в жюри должны войти непререкаемые авторитеты в деле театра для детей. Помимо этого «академического» жюри, могут работать еще несколько, в том числе и детское, присуждающее свои призы. И последнее: Шекспиру и Островскому вход на «Арлекин» пока воспрещен, поскольку его события будут ориентированы на дошкольников и младших школьников.
Господа! Вы звери, господа!
Юмористический этот подзаголовок неслучаен, поскольку актерам, играющим в сугубо детских спектаклях, чаще всего приходится перевоплощаться в различных представителей сказочной и литературной фауны. В афише нынешнего «Арлекина» – «Каштанкины сны» (Мичуринский драматический театр), «Маугли» (Рязанский театр для детей и молодежи), «Русалочка» (Московский детский музыкальный театр им.Н.Сац), «Кролик на Диком Западе» (Театр им. Ленсовета), «Маленький принц» (Вологодский ТЮЗ), «Очень простая история» (петербургский ТЮЗ им.А.Брянцева). Так что господам актерам приходится весьма натурально лаять, мычать, ржать, хлопать крыльями и двигать плавниками. Понятное дело, что тут молодость – первостепенное условие, поскольку еще не забыты институтские «этюды».
Что же касается качества спектаклей дебютного «Арлекина», то о нем, к сожалению, приходится говорить не всегда. Арт-директор Александр Петров, безусловно, прав, говоря о том, что «Арлекин» без комплиментов и комментариев представил нынешнее реальное состояние театра для детей. Среди спектаклей-участников мало премьер, но есть настоящие «ветераны» вроде постановок «Ехала деревня мимо мужика» (петербургский Театр «Комедианты») и «Кролик на Диком Западе», которые перешагнули на второй десяток лет своего существования. Это, конечно, сказывается и в некоей обветшалости декораций, и в явной актерской усталости, и в стилевой устарелости. Хотя, честно признаться, непосредственным юным зрителям до этого мало дела, и они азартно помогают выгнать лису из лубяной избушки зайца.
Вообще, интерактивность детских постановок очевидна и встречается почти везде. Русалочка, обменявшая хвост и голос на пару ножек, тут же устремляется в зрительный зал. «Комедианты» из «Деревни» вообще делают маленького зрителя постоянным участником представления. В мюзикле «Лови удачу, Жеспер» (Орловский театр для детей и молодежи) 10-летнего малыша вытаскивают на сцену в качестве потенциального жениха для принцессы. В прологе к «Маленькому принцу» актеры кружатся в вальсе со зрителями. Также распространено желание «поймать» ребенка на узнаваемых телерекламных акцентах. То и дело звучат известные слоганы, выставляются бутылки с кока-колой и прочие рекламные атрибуты. Можно даже спародировать какого-нибудь не слезающего с экранов политика на случай, чтобы разбудить папу с мамой. Ну и, конечно, подростковый сленг, а также безошибочные комические приемы вроде падения штанов очень приветствуются. В общем, все как у «больших», где редко обходится без крепкого словца и голой задницы.
Если некоторые спектакли, кажется, были отобраны специально для демонстрации того, что «какая-то в державе детской гниль», то ряд постановок все же показал, что гнилые места можно успешно осушать. И этим полезным делом, безусловно, занимается само «Зазеркалье», представившее стильные и разноплановые спектакли «Сверчок на печи» Ольги Фурман и «Финист – Ясный сокол» Александра Петрова. Не менее стильным, профессиональным и явно интересным нынешнему юному зрителю стал мюзикл «Лови удачу, Жеспер» Александра Михайлова, использующий современные ритмы, приемы и эффекты. Весьма изобретательным показался режиссер Борис Гранатов, представивший «Маленького принца» в традициях уличного театра без кулис и декораций, где актеры равно хорошо владеют словом, пластикой, трансформацией и игрой на музыкальных инструментах.
Единственным взрослым спектаклем, почему-то попавшим в фестивальную афишу, стала «Очень простая история» Марии Ладо в постановке Галины Бызгу, куда даже категорически не хотели пускать 11-летнего «фестивального» ребенка. Сам по себе спектакль, конечно, неплох, но замечательно иллюстрирует ситуацию стремительного взросления ТЮЗов.
Кстати, наличие детского жюри будет, безусловно, полезно для фестиваля, потому что оценки юных зрителей зачастую расходились с мнением искушенных «экспертов». Опрошенные дети, например, с восторгом отзывались об изрядно обветшавших «Деревне» или «Кролике» и свежем «Жеспере», но не все поняли и приняли в вышеупомянутых, на наш взгляд, более качественных спектаклях. Так что пространство для будущей плодотворной работы открывается грандиозное. А множество проблем, вероятно, окажется вполне решаемым. Фестиваль стартовал по инициативе «Зазеркалья». Теперь дело за остальными персонажами детского королевства.
Петербургский Час Пик. 2004. 16 – 22 июня. № 25 (335)
МИР ИСКУССТВ
ВСЕ ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ
Марина КОРНАКОВА
ВАШ ВЫХОД, АРЛЕКИН!
«Арлекин – веселое имя, которое мы дали новой национальной премии и новому Всероссийскому фестивалю театрального искусства для детей.
Арлекин – это не только имя традиционного персонажа итальянской комедии дель арте. И не только название верхнего портального занавеса сцены.
Арлекин – это победа над глупым и пошлым, обыденным и тусклым.
Арлекин – это причудливый и блестящий образ театра и театральности, символ игры, лицедейства и артистизма».
Программа-буклет нового фестиваля «Арлекин» напрямую обратилась к зрителям с этим манифестом, сформулированным организаторами нового детского театрального проекта.
Взрослые мечтатели из детского музыкального театра «Зазеркалье», художественный руководитель Александр Петров и директор Евгений Ганеев (соответственно - арт-директор и генеральный директор национальной премии и фестиваля «Арлекин»), всерьез решили противостоять кризису детского театра в родном отечестве. Театр «Зазеркалье» собственными спектаклями давно доказал, что работать для детей – это не только творчески выигрышная, но и престижная задача. Сообщницей зазеркальцев стала многоопытная Елена Левшина, ректор Интерстудио, абсолютный ас в области экономики и организации театрального дела. Вместе они не только зачали, но и выносили идею нового фестиваля: первый «Арлекин» прошел на сцене «Зазеркалья» в последнюю неделю мая, завершившись 1 июня – в День защиты детей. Защищать, спасать детей от театральной халтуры, от серости и фальши, от всего того, что юное поколение называет собственным емким словечком «отстой», – вот зачем родился на свет «Арлекин».
Конечно, «Арлекин» – не первый театральный фестиваль для детей. Российская провинция опередила обе столицы: в Екатеринбургском ТЮЗе проводится фестиваль «Реальный театр», в Рязани – «На пороге юности», в Самаре – «Золотая репка», в Саратове – «От А до Я», в Нижнем Новгороде – «Царь-сказка», и это лишь начало списка. Казалось бы, куда уж больше! К тому же и в Санкт-Петербургском ТЮЗе им. А. А. Брянцева уже пятый раз прошел международный фестиваль «Радуга», собирающий российские и зарубежные спектакли для подростков.
Однако «Арлекин» далек от того, чтобы копировать уже существующие фестивали, большинство которых год от года стремительно «взрослеет» и предлагает юным зрителям спектакли, адресованные скорее их родителям и фестивальному жюри – театральным критикам. И в самом деле, нет ничего труднее, чем отыскать сегодня детские спектакли, излучающие художественную энергию их создателей, рожденные под счастливой звездой истинного таланта. Участник фестиваля «Арлекин» московский драматург Михаил Бартенев, ломая голову над проблемой отбора детских спектаклей, в некотором отчаянии заключил: «Чаще всего я сталкиваюсь именно с этой дилеммой – или не искусство, или не для детей!»
Энтузиазм сумасшедших идеалистов – организаторов «Арлекина» – нацелен как раз на то, чтобы без всяких «или» вернуть в театр «искусство для детей», будь то драма, балет, опера или мюзикл, будь то сцена взрослого или детского театра. Чтобы драматурги рвались писать пьесы для пятилетних зрителей, а лучшие режиссеры бились за право их поставить. Чтобы явился новый Илья Сац и сочинил музыку для новой «Синей птицы», а новый Станиславский обессмертил этим спектаклем новый МХАТ. Чтобы звезды российской сцены грызли по ночам подушки, страстно мечтая о роли Снежной королевы или крокодила Гены. Чтобы рождались спектакли, подобные «Малышу и Карлсону» Норы Райхштейн (за 33 года спектакль-долгожитель Театра Ленсовета так и не скукожился!), где Алиса Фрейндлих открывала в роли Малыша редчайшую и для взрослого театра «перспективу вглубь» (Е. С. Калмановский). Чтобы, как в эпоху ТЮЗа Зиновия Корогодского, к детям ежедневно выходили такие мастера и кумиры, как Ирина Соколова и Ольга Волкова, Антонина Шуранова и Александр Хочинский. Чтобы театры наконец перестали в полупустых залах морочить детям головы постыдными утренниками-однодневками и унылыми безделушками режиссеров-троечников.
Учрежденная в рамках нового фестиваля национальная премия в области театрального искусства для детей «Арлекин» – своего рода скорая помощь, искусственное дыхание, кислородная подушка для анемичного, почти безнадежного пациента: тут ведь стимул не только моральный, но и материальный. Престиж национальной премии «Арлекин» не уступает «Золотой маске» или Государственной премии, а сумма вознаграждения за лучший детский спектакль покроет значительную часть расходов на новую постановку.
Кто и как станет отбирать спектакли для участия в фестивале и выдвижения на премию «Арлекин»? Из кого будет сформировано жюри? Какие номинации могут быть предложены спектаклям-участникам? Какими видятся пути развития фестиваля? Организаторы «Арлекина» предоставили свободу решать эти проблемы гостям и участникам фестиваля – драматургам, режиссерам, директорам театров из многих российских городов, ведущим театральным критикам Петербурга и Москвы. «Круглые столы» на тему «Каким быть "Арлекину"?» оказались для первого стартового фестиваля не менее важной частью, чем показанные здесь спектакли.
В программу пилотного фестиваля вошли и драматические спектакли («Каштанкины сны» Мичуринского драматического театра, «Маугли» Рязанского театра для детей и молодежи, «Маленький принц» Вологодского ТЮЗа, «Ехала деревня мимо мужика» Санкт-Петербургского театра «Комедианты», «Очень простая история» ТЮЗа им. А. А. Брянцева), и музыкальные («Сверчок на печи» и «Финист Ясный Сокол» театра «Зазеркалье», «Русалочка» Московского детского музыкального театра им. Н. И. Сац, «Лови удачу, Жеспер!» Орловского театра для детей и молодежи, «Кролик на Диком Западе» Театра Ленсовета). Поразительный эффект: заполнявшие зал «Зазеркалья» дети реагировали едва ли не в равной степени эмоционально-благодарно на все спектакли, сколь ни разнился бы их «эстетический код».
Пластический символ премии – изысканная серебряная фигурка травестийно-масочного Арлекина – создан Андреем Анановым из настоящих (замечу) драгметаллов.
В этом году престиж и достоинство новой премии были определены навсегда. Имя первого лауреата не вызывало у организаторов разногласий: легендарный режиссер и педагог Зиновий Яковлевич Корогодский. Александр Петров объявил его имя со сцены «Зазеркалья» в день открытия фестиваля «Арлекин» 26 мая – в день похорон Мастера. Диплом лауреата «За великое служение театру для детей» и серебряный Арлекин вручены сыну – театральному художнику Даниле Корогодскому.
Литературная газета. Москва. 2004. 1 – 7 сентября. № 34
СУФЛЁР
Ольга ГАЛАХОВА
Санкт-Петербург – Москва
ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ
Не так давно в Северной столице прошёл 1 Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». Его устроитель – музыкальный театр «Зазеркалье», умело сочетающий в репертуаре интересы взрослых и детей, взял на себя инициативу его проведения.
Питерцы планируют сделать фестиваль ежегодным. Собирая театры, критику, драматургов и режиссёров на первый слёт, организаторы предложили помимо того, чтобы посмотреть спектакли, ещё и обсудить пути его проведения. Брать ли за основу принцип проведения «Золотой маски», поскольку статус питерского «Арлекина» – также статус не только фестиваля, но и национальной премии, или пойти другим путём? На двух круглых столах шло обстоятельное обсуждение того, как и во имя чего проводить подобный теафорум.
Потребность такого рода фестиваля назрела давно. И, признаться, провинция опередила здесь обе столицы. Уже давно в Самару, в ТЮЗ, именуемый ныне «Самарт», съезжаются раз в год детские спектакли страны на фестиваль «Золотая репка». Побывав там хоть раз, понимаешь, что российская режиссура не так безнадёжно безответственна, как порой это кажется в Москве. Да и в Питере, собственно, несколько спектаклей, которые удалось увидеть, подтвердили репутации известных ранее театров из Орла, Вологды как живых, современных прежде всего благодаря режиссёрам, их возглавляющим: Александру Михайлову, Борису Гранатову.
В эпоху варварского капитализма в нашей стране особо пострадало детство. Статистика свидетельствует не просто о неблагополучии, а о катастрофе, которая замалчивается. В стране более двух миллионов бездомных детей, больше, чем во время Гражданской войны. «Педагогическая поэма» Макаренко снова актуальна. Ранняя наркомания и токсикомания – новая беда, с которой столкнулось общество и по существу не знает, как справляться. Случается, родители боятся отправлять детей в школы, поскольку школа может стать тем стартом в наркотическую беду, который приведёт ребёнка, да и семью в целом, к катастрофе. В нашем лексиконе появилось понятие детской порнографии и проституции. Сокращение детских спортивных школ (к вопросу о достижениях на Олимпиаде в Афинах), уничтожение институтов дополнительного образования, разрушение системы разностороннего развития ребёнка – вот неполный перечень бед, которые перечислит нам любой работник народного образования. Всё больше и больше за получение знаний ребёнком родителям нужно платить, в то время как в стране не отменён Закон РФ о бесплатном образовании. Маленькая личность сегодня уже попадает в капкан жёстких денежных отношений, а институт семьи практически ничем не защищён.
Таков социальный фон. Как поступать театру, адресованному детям при таких общественных обстоятельствах? Как выстраивать политику практически исчезнувшего детского кинематографа? Вопросы без ответов.
Попытка питерского театра «Зазеркалье» привлечь к детскому театру внимание, поднять с помощью фестиваля престиж детского спектакля – безусловно благородная задача. Есть надежда, что этот фестиваль случится, поскольку интеллигентные питерцы многие вопросы, которые иные фестивали пытаются решать келейно, вывели на общественное обозрение и предложили самое широкое обсуждение. Речь о том, как формировать экспертный совет, как учитывать возрастные категории детей при составлении афиши фестиваля, делать ли детское жюри, – всё это стало предметом обсуждения и обещает быть продолженным.
Директор театра «Зазеркалье» Евгений Ганеев, известный тем, что в восьмидесятые годы проводил шекспировский фестиваль в Ереване, признаётся, что, по масштабу тот теафорум был в десять раз объёмнее. Однако это не мешает ему считать, что, несмотря на весьма умеренное финансирование, им удалось сдвинуть дело с мёртвой точки благодаря поддержке Министерства культуры РФ и Комитета народного образования Петербурга, и банка «Санкт-Петербург», и Комитета по культуре С.-Петербурга. «Наша идея заключалась в том, чтобы собрать на фестиваль воедино знающих о детском театре, пишущих о театре, ставящих для театра. Получив результаты, осмыслить и грамотно оформить положение и уставные документы по фестивалю и премии. Состояние детского театра для такой страны, как наша, не очень удовлетворительное. Вероятно, в качестве будущей премии можно рассмотреть возможность выделения средств на постановку нового детского спектакля. Необходимо, чтобы фестиваль помогал реальному театру, чтобы не было такого положения дел, при котором безработным, невостребованным режиссёрам поручается постановка сказки», – сказал в короткой беседе директор.
Об этом же говорил и художественный руководитель театра «Зазеркалье» Александр Петров, полагающий, что необходимо сдвинуть фестивалем положение дел с мёртвой точки, воспользоваться тем международным опытом, который приемлем для нас. Премии режиссуре, актёрам, драматургам детского театра могут стать той формой поощрения и внимания со стороны государства, которые помогут поднять престиж, считает режиссёр.
Конечно, фестиваль столкнётся с большими трудностями, преодолеть которые сразу окажется невозможным. Будем реалистами, актёры не поспешат предложить себя в детские спектакли, именуемые ими утренниками, и не будут рассматривать свою занятость в сказках как творческую победу, а такие режиссёры, как Лев Додин или Пётр Фоменко, не поторопятся выложиться на «Золушке» или «Оловянном солдатике». Однако надо с чего-то начинать. Фестиваль – правильный старт для решения проблемы.
Ведь даже в этом году питерцы, которые были вынуждены составлять нынешнюю программу в ускоренном режиме, отчётливо доказали, что есть у нашего детского театра свои безусловные достижения.
Например, показанный на фестивале «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери служит тому ярчайшим подтверждением. Это спектакль, поставленный Борисом Гранатовым во вверенном ему Театре для детей и юношества, – лирическая притча, разыгранная актёрами с удивительным тактом, без опасной сентиментальности, способной убить доверие к столь драматичному познанию Маленьким принцем мира, который предпочтёт планете Земля своё одиночество во Вселенной.
Борис Гранатов использует приём театра в театре, точнее эстрады – частой приметы французских парков, площадей. Актёры играют в «Маленького принца», тут же музыканты им подыгрывают, но эта удвоенная игра необходима для того, чтобы усилить подлинность переживаний, а не подвергнуть сомнениям познание Маленьким Антуаном мира, принца, который одержал верх над Антуаном Большим. Детская душа победила взрослый мир ценой жизни.
Так что есть кому вручать премии. Осталось дело за малым: нужно найти эти возможности.
Петербургский театральный журнал. 2004. № 3 (37)
ФЕСТИВАЛИ
Евгения ТРОПП
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ (ПРОСТО ЛЕКЦИЯ)
V Международный театральный фестиваль «Радуга» (1 — 7 мая 2004 г.)
I Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»
(26 мая — 1 июня 2004 г.)
Прошедший сезон в Петербурге оказался неожиданно богатым на фестивали театрального искусства для детей. Осенью к нам прибыл Международный фестиваль АССИТЕЖ (см. № 34 «ПТЖ»). Май был отмечен сразу двумя фестивалями: к уже знакомой и вполне взрослой — пятилетней — «Радуге» в ТЮЗе им. Брянцева прибавился новорожденный «Арлекин» в Детском музыкальном театре «Зазеркалье».
Инициатор и арт-директор нового фестиваля, художественный руководитель «Зазеркалья» Александр Петров, давно говорил о необходимости всемерно поддерживать тех деятелей театра, которые решаются ставить, играть и писать для детей (см. об этом в № 35 «ПТЖ»). Сам по себе фестиваль — одна из форм такой поддержки, но одновременно с фестивалем учреждена и Национальная премия в области театрального искусства для детей. Конкурс на нее будет объявлен в 2004 г., а первая премия «Арлекин» — «За великое служение театру для детей» — была присуждена посмертно Зиновию Яковлевичу Корогодскому. (Фестиваль открылся в тот самый день, когда хоронили мастера…) Учредители фестиваля и премии полагают, что их начинание не только привлечет внимание к феномену детского театра, поднимет его престиж, но и послужит стимулом для работы в этой сфере режиссеров, актеров, драматургов, композиторов. Оправдаются ли эти «большие надежды», покажут будущие фестивали, а первый «Арлекин» сами организаторы назвали стартовым, «пилотным», на нем не было жюри и экспертного совета, программа оказалась достаточно пестрой — и при этом отражающей реальное положение дел в театре для детей.
«Родители» нового театрального форума прекрасно знают, что их детище вовсе не одиноко — фестивалей, в том числе и таких, которые собирают именно спектакли для детей, в стране немало, — однако надеются, что в их проекте есть своеобразие и новизна. В отличие, например, от международной «Радуги», ориентированной в основном на подростков и юношество, до сих пор выбиравшей постановки исключительно ТЮЗов и молодежных театров, «Арлекин» — фестиваль всероссийский, национальный, заинтересованный в интересных спектаклях в любом жанре (драма, мюзикл, опера, балет — независимо от театра, в котором они созданы) для детей более младшего возраста. Заявлена твердая установка «Арлекина»: «Винни-Пух» и «Три поросенка» вместо «Чайки» и «Мещан»!
На первом «Арлекине» не было привычных обсуждений спектаклей, но режиссеры, театральные директора и менеджеры, педагоги, критики, журналисты имели возможность встретиться и поговорить о том, каким быть «Арлекину». Детально обсуждали всю систему, по которой должен формироваться и работать фестиваль, пытались учесть положительный и отрицательный опыт других фестивалей, включая «Золотую маску». Говорили о практических вопросах (например, о составе экспертного совета, о размещении информации о готовящемся фестивале на специальном сайте в Интернете, о возможных номинациях премии и т. д.), спорили и о самой природе детского театра — то есть о тех вовсе не практических, но серьезных и всегда насущных проблемах, которые не решить ни за каким круглым или квадратным столом.
Некоторые идеи были поддержаны большинством собравшихся уже в ходе обсуждений. Одна из таких ценных идей — «заказ», а вернее, конкурс на спектакли, которые могут быть сделаны специально для фестиваля и выдвинуты на соискание Национальной премии. Объявленный заказ может послужить толчком для тех, кому до сих пор казалось не слишком престижным заниматься детским театром. Премия «Арлекин» — это не только грациозная статуэтка, выполненная петербургским ювелиром Андреем Анановым, но и сумма денег, которой лауреатам, по замыслу организаторов фестиваля, должно хватить на постановку следующего спектакля. Конечно, никто не предполагает, будто сразу после обращения к театрам и сообщения о премии спектакли для детей (к тому же еще хорошие!) вырастут как грибы после дождя. Но все же этот механизм необходимо запустить, и он наверняка постепенно начнет работать.
Среди наиболее популярных тем для дискуссий была и проблема отбора спектаклей. Сколько человек должно быть в экспертном совете, кто должен входить в число экспертов, и если это будут не только критики, то как заставить практиков театра смотреть множество кассет?.. И неизбежный — если речь идет о детском спектакле — вопрос: какими критериями руководствоваться — только ли художественными или еще некими особыми, «детскими»… (Впрочем, звучала и вполне здравая мысль о том, что ребенку в театре, прежде всего, надо постигать театральный язык, знакомиться с театром как видом искусства, становиться грамотным, полноценным зрителем. Хорошо бы ввести эти формулировки в текст объявления о конкурсе!)
Идея Е. А. Левшиной, ректора ИНТЕРСТУДИО, о возможности открытого, «прозрачного» формирования афиши «Арлекина», понравилась, по-моему, всем. На многих фестивалях возникает ситуация, когда жюри на чем свет стоит ругает экспертов, отобравших не самые достойные постановки (и всегда звучит вопрос: «Кто это привез?»). Никто лично не отвечает за выбор спектакля, театральной общественности неизвестно, кто из экспертов голосовал «за», кто был против, а кто и вовсе не смотрел кассету. В том случае, если в Интернете возникнет сайт, где будет постоянно обновляться информация обо всех спектаклях, выдвигаемых на конкурс, где театрам будет предоставлена возможность свободного заявления о себе (то есть сам театр сможет предложить свой спектакль, и все досье — история создания, фотографии, пресса — тоже появится на сайте), тогда всем будет более ясным процесс складывания фестивальной афиши. Сайт покажет, кто и почему рекомендует каждый спектакль, насколько широко пространство выбора (из какого количества постановок необходимо выделить лучшие).
Вопрос о жюри, конечно, тоже не был обойден вниманием. Одно из предложений — создать жюри «академиков»: пригласить выдающихся деятелей театра, тех, кто пользуется непререкаемым авторитетом у коллег по цеху. Другая необычная и привлекательная идея — сформировать параллельно несколько жюри. Критики, практики, педагоги и дети — каждое из четырех жюри выносит свое решение, определяет своих победителей. Заседая в общем жюри, представители разных профессий очень нелегко договариваются между собой, а разойдясь «по секциям», они, возможно, легче выработают критерии, сформулируют их на своем языке, в своих терминах и придут к соглашению. Конечно, интересно сравнить результаты — окажется ли какой-нибудь спектакль фаворитом у всех судей, или дети ни за что не выберут ту работу, которую одобрят критики, а педагоги разойдутся во мнении с режиссерами и актерами…
Чуть ли не впервые в богатой фестивальной истории устроители нового театрального смотра обратились к гостям, участникам и всем сочувствующим за помощью и советом. Для специалистов в разных областях была предоставлена уникальная возможность реально поучаствовать в возведении фундамента фестиваля, в планировке и даже отделке будущего здания. Мне кажется, причина здесь совсем не в том, что организаторы не слишком опытны в своем деле и чувствуют некоторую робость (директор фестиваля и театра «Зазеркалье» Евгений Ганеев — маститый менеджер, режиссер Александр Петров давно и умело руководит театром, учит студентов и знаком с фестивальным бизнесом, известный оперный критик Марина Корнакова, пресс-секретарь фестиваля, тоже серьезный профессионал). Нет, дело в том, что «Арлекин», по замыслу его инициаторов, должен стать не частной акцией одного конкретного театра, а по-настоящему общим делом, объединяющим всех, кто хочет работать для детского зрителя. Новый фестиваль задумывается и осуществляется как масштабный, общезначимый проект, судьба которого не может не заинтересовать всех причастных к детскому театру людей.
Программа первого «Арлекина» показала, что нынешнее положение дел в театре для детей, действительно, требует перемен к лучшему. Многие театры, в которые обращались организаторы, не могли предложить новых спектаклей для маленьких, поэтому большинство фестивальных постановок — не премьеры. Впрочем, «Братец Кролик на Диком Западе» театра им. Ленсовета (ему уже пять с половиной лет) и «Финист Ясный Сокол» театра «Зазеркалье» (этому долгожителю в два раза больше!) со временем не стали хуже и украсили афишу фестиваля. Кроме названных, в «Арлекине» участвовали еще два петербургских театра — «Комедианты» со своим старым спектаклем «Ехала деревня мимо мужика» (притом, что у этого театра есть удачные работы и посвежее — например, недавний «Кот Филофей») и ТЮЗ им. Брянцева почему-то с «Очень простой историей» (художественно полноценная постановка Г. Бызгу при всех очевидных достоинствах с концепцией «Арлекина» совсем не совпадает — эта сказка-притча обращена к молодежи и взрослым). Понятно, однако, что участие ТЮЗа было необходимо для того, чтобы наладить дружественные отношения между двумя городскими фестивалями. Расширение петербургской части афиши, видимо, не входило в планы устроителей, поскольку их не заинтересовали постановки для детей в театре Комедии, в театре на Литейном, в театре Сатиры на Васильевском и прямо напротив «Зазеркалья» — в Малом драматическом. Хотя Александр Петров неоднократно жестко критиковал «утренники» во взрослых театрах, на всех перечисленных мной сценах идут хорошие спектакли, рассчитанные на младших школьников, и многие из них поставлены недавно, в течение последних двух сезонов.
Из провинции прибыли четыре спектакля. Мичуринский драматический театр привез «Каштанкины сны» — оригинальную версию чеховского рассказа режиссера Л. Торженсмех, Рязанский театр для детей и молодежи показал несколько обветшавшего и полинявшего «Маугли» в постановке В. Грищенко. Орловский театр «Свободное пространство» показал мюзикл Б. Киселева для детей и родителей «Лови удачу, Жеспер!» по пьесе современного немецкого драматурга Г. Янковьяка (Александр Михайлов осуществил первую постановку этой пьесы в России). Если бы на фестивале уже в нынешнем году присуждались премии, то этот остроумный, яркий, смелый спектакль, несомненно, претендовал бы на «Арлекина»! С «Жеспером» мог бы соперничать «Маленький принц» Вологодского ТЮЗа. Б. Гранатов, по-своему читая повесть Сент-Экзюпери, сочиняя нежную, грустную, очень личную историю, ни в чем не «подлаживался» под маленького зрителя. Малышам, может быть, не вполне понятна ностальгическая печаль этого спектакля, тонкая стилистическая игра «в эпоху» и «в страну» («Маленький принц» пропитан музыкой пятидесятых годов, французским шансоном; герои спектакля — музыканты маленького оркестрика, которые на наших глазах превращаются в персонажей повести). Дети могут не заметить, что Лис из книжки в спектакле стал Лисой, и не заглянуть в программку, где актеры названы детскими именами (Володя Бобров, Вика Парфентьева, Лена Авдеенко, Лара Софронова, Дима Круглов), а действующих лиц зовут не Летчик, Принц, Роза и так далее, а Антуан Большой, Антуан Маленький, Ренэ… Может быть, самые маленькие зрители не могут прочитать все подтексты сценической версии знакомой сказки, но ведь лучшие, классические спектакли для детей и были рассчитаны на разные уровни восприятия: каждый возраст «снимает» свой слой. Все полтора часа, которые длился «Принц», я могла наблюдать за реакцией детей (публика сидит на сцене, с трех сторон окружая игровую площадку). Ни разу тень скуки или недоумения не появилась на лицах детей, история их занимала, волновала, смешила и была совершенно ясной, прозрачной по смыслу.
Провинциальным по сути оказался на фестивале как раз столичный спектакль — «Русалочка» Детского Музыкального театра им. Н. И. Сац (композитор Т. Камышева, режиссер В. Рябов). Хотя заняты в спектакле вчерашние студенты, весьма молодые люди, приемы игры здесь пропитаны пылью старых, съеденных молью кулис. Писаный задник цвета морской волны, аляповато-красочные «мюзик-холльные» костюмы, фальшивые опереточные интонации, картинные позы… Музыка, звучавшая в записи, могла бы показаться симпатичной, но махровое сценическое воплощение мешало воспринимать мелодии.
Выгодно отличался от московского собрата театр «Зазеркалье», показавший на открытии фестиваля свою недавнюю премьеру — «Сверчок на печи» С. Баневича по мотивам повести Ч. Диккенса, режиссер-постановщик О. Фурман. Хотя сюжет английского писателя (как, кстати, и датского сказочника!) на самом деле вовсе не детский, зрелище увлекает маленьких зрителей, к тому же игра живого оркестра способна эмоционально воздействовать гораздо сильнее фонограммы. Замечательно существуют в «Сверчке» дети-артисты — в спектакле участвуют маленькие танцоры и певцы из детской студии при театре «Зазеркалье». Присутствие на сцене ровесников, возможно, один из способов «взять» детскую аудиторию. Совсем не хочу умалить заслуги взрослых актеров! Ю. Давиденко (Калеб), В. Гордиенко (Теклтон), М. Рубинштейн (Мэри), П. Григорьеву (Джон) и, может быть, особенно Е. Витис (Берта) удалось соединить хороший вокал с драматической игрой. Не могу сказать, что в «Сверчке» все идеально (например, неестественно голубое платье Мэй до сих пор преследует меня в ночных кошмарах), но в спектакле возникает ощущение театрального праздника, радости творчества, веселого и легкомысленного лицедейства, а для начинающего зрителя этот воздух игры живителен и необходим. Хорошо, что устроители фестиваля, названного в честь неунывающего Арлекина, это понимают.
Пестрый Арлекин, многоцветная радуга… Названия фестивалей кажутся такими лучезарными, жизнерадостными! Но соответствующих фестивальному имени бодрых спектаклей, особенно на «Радуге», немного: если и есть юмор, то большей частью черный или злой… Сегодняшняя действительность не вызывает «радужного» веселья ни у авторов пьес, ни у режиссеров.
Рассказывать подробно о стратегии «Радуги» нет необходимости — этот фестиваль за пять лет своей жизни приобрел традиции, о которых на страницах журнала уже не раз говорилось. Так, одной из основных задач «Радуга» считает поиск пьес для подростков, в рамках фестиваля постоянно работает семинар драматургов, происходят читки и обсуждения новых пьес. И в афише пятого фестиваля явно преобладала современная драматургия: из пяти современных пьес две можно некоторым образом считать и инсценировками — «Колобок» Н. Скороход и «Облом-оff» М. Угарова, а три — «Камни» Т. Ликос и С. Нанцу, «Правила поведения в современном обществе» Ж.-Л. Лагарса и «Ю» О. Мухиной — это «чистые» пьесы. Кроме того, были показаны три инсценировки прозы («Алинур», «В поисках врага», «Пиковый валет»), два спектакля по мотивам классических произведений — «классика в новом формате» («Сон в летнюю ночь», разыгранный пятью актерами, и «Евгений Онегин», разложенный на четыре голоса) и только одна классическая пьеса — «Бешеные деньги». Количественное преимущество новой драматургии — это, пожалуй, не случайность, а тенденция «Радуги». С другой стороны, уже по крайней мере второй подряд фестиваль демонстрирует расширение «тематики»: под определение «спектакль для подростков» подходят очень немногие из показанных работ. Большинство постановок, независимо от качества, только прописаны по адресу «ТЮЗ» или «молодежный театр», но никакой спецификой не обладают. (Каким бы ни был фестивальный спрос, предложение ему далеко не всегда соответствует: к этому стоит быть готовым и «Арлекину».) В десятку попадают «Камни» таллиннского театра «Ват», хотя лучшим на фестивале этот спектакль был признан вовсе не потому только, что в нем говорится о подростках. Мастер-класс актерской игры, простое и емкое пространственное решение, разработанный ритм и продуманная композиция — жюри не могло пройти мимо такой художественной целостности. Пьеса рассчитана на двух актеров, которые играют поочередно то мальчишек 13 и 15 лет, болтающихся по улицам в поисках забавы, то взрослых полицейских, которым приходится разбираться с последствиями их шалостей, однажды приведших к трагедии. Актеры Т. Оя и Т. Саар играли на эстонском языке, но все происходящее было абсолютно понятно, благодаря их выразительной пластике (виртуозно точной игре с воображаемыми предметами) и опорным русским словам, время от времени попадавшимся в эстонской речи. Контакт с публикой актеры установили, минуя языковой барьер. Но в середине спектакля, в тот момент, когда происходит катастрофа (мальчики бросают камни с моста на шоссе, один из булыжников попадает в проезжающую внизу машину, и водитель гибнет), артисты начали, может быть даже неожиданно для самих себя, говорить все больше по-русски. Они с трудом подбирали слова, говорили медленно, неуверенно — и это своеобразно соединилось с тем ощущением внезапной растерянности, которое охватило их легкомысленных, моторных героев. В спектакле используется излюбленный в детском театре прием обращения в зал — причем здесь такой выход за четвертую стену показался вполне уместным. Взрослые персонажи — полицейские — спорят между собой о том, виновны или не виновны малолетние хулиганы в убийстве человека. Не придя к решению, герои (а вернее, актеры) подходят к зрителям и предлагают каждому побыть в роли присяжного, решить и ответить: guilty or not guilty. Эта роль оказывается гораздо более трудной, чем можно было себе представить…
Еще одним «подростковым» спектаклем я бы рискнула назвать «Евгений Онегин» театра «Малый» из Великого Новгорода. Не только потому, что энциклопедию русской жизни проходят в школе. Режиссер Н. Алексеева вполне сознательно извлекла из пушкинского романа сюжет про любовь-кровь-ревность-дуэль-смерть, подобрала «страстную» музыку (конечно, Пьяццолла), а четверо исполнителей в черных пальто прочитали отрывки из романа, двигаясь в ритмах танго. Таким образом, сегодняшний подросток, который не избежал влияния латиноамериканских сериалов, может приблизиться через знакомое и доступное к незнакомому и высокому — к тексту Пушкина, в котором, оказывается, есть кровавый сюжет, роковые страсти и убийство. Хотя, пожалуй, в этом случае не зрителю приходится дорастать до романа, а, наоборот, роман двигается по направлению к простым новгородским ребятам… Но от Пушкина, как говорится, не убудет.
Три спектакля «Радуги» можно объединить в группу «особо продвинутых» в смысле использования современных технологий. В «Сне в летнюю ночь» Берлинского театра «Карусель» персонажи писали друг другу электронные письма — каждый в своем ноутбуке, а зрители на большом экране могли читать эти послания (на пяти языках — актеры из Германии, Норвегии, Испании, Голландии играли на родном языке, а исполнитель роли Пака говорил на шекспировском английском). В спектакле «В поисках врага» по мотивам романа Оруэлла «1984» экранов было несколько: они занимали всю плоскость задника, на них проецировались лица зрителей, сидящих в первом ряду, лица актеров, играющих на сцене, изображения множились, дробились, искажались… Кроме технических уловок этот интернациональный проект (театральные группы из Ирландии, Нидерландов, Австрии) ничем не был примечателен. Примерно такая же асимметрия — техническая изощренность и художественная бедность — характеризовала «Алинур» МТЮЗа (пьеса В. Мейерхольда и Ю. Бонди по мотивам «Звездного мальчика» О. Уайльда). Сценография М. Бархина включает несколько экранов разного формата. На эти плоскости проецируются не просто картинки, а настоящие анимационные фильмы (компьютерная графика А. Малышева). Кажется, все силы создателей спектакля ушли на технику, на то, чтобы артисты вовремя и в нужных местах появлялись за экранами, попадая в необходимый ракурс, создавая движущиеся тени и неподвижные силуэты. Внимание сконцентрировано на мелькающих видеоизображениях, меняющихся очень часто. Поставил «Алинура» актер МТЮЗа А. Левин, и слабость режиссерской руки чувствуется в том, что элементы спектакля не сведены воедино, все связано только механически: картинки не сопоставлены с актерским действием, пластика — многочисленные танцы — с эпизодами чисто разговорными.
Другой московский спектакль, наоборот, стал самым сильным художественным впечатлением «Радуги». «Правила поведения в современном обществе», жанр — «просто лекция». Моноспектакль (режиссер А. Назаров). Решительно невозможно описать, что делает в течение полутора часов на сцене Лектор — Нелли Уварова, актриса РАМТа, а вернее, ее героиня, женщина, читающая лекцию о том, как надо жить. Все формальности, ритуалы, обряды, правила, традиции, которые окружают главные события человеческой жизни — рождение, крестины, помолвка, свадьба, похороны, — она перечисляет, комментирует, показывает, разыгрывает (если необходимо — с помощью вызванных людей из зала). Почему же эта лекция доводит до слез — то от безумного смеха, то от какой-то непонятной боли?.. Не берусь объяснить. Детально расписывая форму каждого события, четко регламентируя действия всех участников, входя во все более невероятные подробнейшие разъяснения, героиня обнажает страшную пустоту своего настоящего, сиюминутного бытия. Где протекает эта жизнь со всеми ее правилами? Как попасть в этот поток, как войти в систему, о которой так много можно рассказать, в которой все понятно и счастье обеспечено?.. Лектор возводит здание, но жить в нем — не ей. Она одинока, несчастна, эта большеглазая стройная девочка, грациозная, нервная, серьезная, отчаянная, бесстрашная, смешная… Уварова была награждена премией за «Лучшую женскую роль» и получила приз зрительских симпатий. Наверное, все, кто видел спектакль, будут вспоминать неповторимый момент, возможный только на фестивале «Радуга»: для демонстрации обряда венчания Лектор приглашает мужчину из зала, и в роли сосредоточенного, серьезного и трогательного жениха мы видим чудесного Георгия Цхвираву, главного режиссера Казанского ТЮЗа…
Премия «Лучшая мужская роль» была присуждена актеру Екатеринбургского ТЮЗа Сергею Гамову, он сыграл Обломова в спектакле молодого режиссера Е. Чернышова «Облом-оff». В отличие от «женской» номинации, решение жюри здесь отнюдь не было единодушным. Спектакль вызвал острые споры, кого-то он восхитил, кого-то раздражил. Сценография Н. Слободяника кому-то показалась стильной, интересной, талантливой, а кому-то — банальной: Обломов — Гамов живет посреди водного пространства на острове — белом рояле, к которому ведут узкие деревянные мостки. Рояль для героя — вместо мягкого дивана, это «домик», куда Обломов прячется, когда жизнь «трогает»; рояль — его утлая лодка под парусом из простыни. Мне екатеринбургский спектакль пришелся по душе, в нем есть мысль, атмосфера, пространственное решение — образное, театральное, живое. Понравился и главный герой, сыгранный интеллигентно, мягко, внешне очень просто, но с глубоким эмоциональным подтекстом. Правда, нельзя не заметить, что С. Гамов играет почти один за всех, достойным партнером оказывается лишь В. Кабалин — Захар. Незабываемо метет он веником воду между мостками, какое у него при этом отчаянно-наглое лицо!..
Чернышов — ученик Григория Козлова. Спектакли самого Козлова в фестивале не участвовали, а его IV актерский курс показал на мастер-классах «Маугли» и «Антигону». Руководимый Г. Козловым ТЮЗ им. Брянцева представил на «Радуге» премьеру сезона «Бешеные деньги» в постановке А. Кузина. Хозяева фестиваля объявили, что их спектакль будет показан вне конкурса и не станет претендовать на премии, но жюри решило иначе. В номинации «Лучший спектакль большой сцены» победили именно «Бешеные деньги», имевшие, кстати сказать, недавно успех на подмостках Малого театра на фестивале «Островский в доме Островского».
Несколько слов в заключение. Новому фестивалю «Арлекин» предстоит обрести свою особую, неповторимую судьбу, побороться за осуществление своих надежд. Может, и не пропадут напрасно усилия организаторов, может, будут поставлены интересные детские спектакли — лауреаты будущей Национальной премии «Арлекин». У этого фестиваля все впереди. «Радуга», уже столкнувшаяся с проблемой «неурожайного» года и отсутствия спектаклей, ориентированных именно на подростков, наверняка будет каким-то образом развиваться, видоизменяться, расширять круг театров-участников. Но оба эти фестиваля совершенно не похожи на фестиваль, который проводил АССИТЕЖ, потому что модель театра для детей, представленная там, практически не встречается у нас. На одном из круглых столов в «Зазеркалье» главный режиссер Омского ТЮЗа В. Ветрогонов с воодушевлением рассказывал о фестивале детских театров в небольшом городке под Мадридом: большинство спектаклей там были камерными, рассчитанными на небольшое количество зрителей, с каждым из которых устанавливается контакт. Такие маленькие, на двух-четырех актеров, незатратные, мобильные постановки легко перевозить, они не привязаны к театральному помещению, с ними можно приехать в детский сад, в школу, в сельский клуб — что и происходило на фестивале АССИТЕЖ. В России подобные формы театра как-то не слишком представлены. Например, сам Ветрогонов привез на «Радугу» широкоформатный, громоздкий спектакль «Пиковый валет» по одноименному детективу Б. Акунина. Спектакли для малышей, мне кажется, почти обязательно должны быть камерными. (Я говорю, конечно, о драматическом театре, а не о музыкальных жанрах, где требуется большое пространство для оркестра, для танцоров, для хора.) Да и подростков лучше не собирать большой толпой. Может, для одного из будущих «Арлекинов» объявить конкурс на «маленькие спектакли для маленьких»? Не здесь ли золотая жила?..
Июль 2004 г.