СПЕКТАКЛИ
конкурса на соискание Национальной премии
в области театрального искусства для детей
«АРЛЕКИН» 2007 г. и
Четвертого Всероссийского фестиваля
театрального искусства для детей «АРЛЕКИН»
СПЕКТАКЛИ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ
Омский государственный Северный драматический театр, г. Тара
С.Я. Маршак КОШКИН ДОМ
Игра в мюзикл в 1 действии
Режиссер – Константин Рехтин
Выпускник Санкт-Петербургской Театральной академии режиссер Константин Рехтин в 2001 г. основал и возглавил новый театр в сибирском городе Тара. Основу труппы составили молодые актеры, окончившие актерский курс у Константина Рехтина.
«Кошкин дом» – это свежий, молодой взгляд театра на всем известную сказку, с оригинальной, специально написанной музыкой, с изобретательной и образной сценографией. Молодые артисты заразительно, азартно играют в мюзикл и представляют очень разных по характеру, смешных и трогательных сказочных героев Маршака, при этом в самой живой форме спектакль учит детей милосердию, добру и состраданию.
Музыкальная сказка, где драматические артисты мастерски поют и танцуют, исполнена артистами весело, блестяще, с настоящей театральной фантазией.
Продолжительность спектакля – 1 час 20 минут (без антракта).
Спектакль адресован детям 6 – 10 лет.
Театр «Желтое окошко», г. Мариинск Кемеровской области
П. Зубарев. О РЫЦАРЯХ И ПРИНЦЕССАХ
Спектакль в одном военном действии
Режиссер – Петр Зубарев
Как заведено в сказках, рыцари и принцессы спасают друг друга из разных бед, влюбляются и живут долго и счастливо. Однако героев этой истории не устраивает такая формула, и они (рыцари и принцессы) объявляют друг другу войну, итог которой и должен решить, кому под чью дудку плясать. Во главе армий стоят (естественно) Самый Сильный Рыцарь и (конечно же) Самая Красивая Принцесса. Этот спектакль в одном военном действии – о мужском и женском, о мужчинах и женщинах, о мальчишках и девчонках. Ну, а если не О НИХ, то ДЛЯ НИХ – точно!
Это черно-белый спектакль. Во-первых, про войну, а во-вторых, в этой истории все персонажи, пейзажи, предметы и даже мысли героев возникают меловыми линиями на грифельных досках и исчезают, уступая место новым…
Петр Зубарев – главный герой и настоящее открытие прошлогоднего фестиваля «Арлекин» (именно его спектакль «Иваново сердце», поставленный по сказке собственного сочинения, в 2006 г. явился лауреатом Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» в номинации «За лучший спектакль»). Специально к предстоящему фестивалю «Арлекин» П. Зубарев ставит спектакль «О рыцарях и принцессах», сочинив для этого новую сказку. Премьера намечена на апрель 2007 г. Петербургские зрители, таким образом, одними из первых увидят этот спектакль во время фестиваля «Арлекин».
Петр Зубарев – главный режиссер, ведущий актер, «лицо» театра «Желтое окошко» в старинном сибирском городе Мариинске. «Желтое окошко» можно без преувеличения назвать авторским театром Петра Зубарева, поскольку он является также автором нескольких пьес в репертуаре «Желтого окошка». П. Зубарев – лауреат нескольких Всероссийских театральных фестивалей, в том числе – трижды лауреат престижного фестиваля моноспектаклей «В начале было слово» в Перми. Петр Зубарев – не только человек-театр, он еще и музыкант, поэт, композитор, весьма популярный в творческих кругах городов Сибири и Урала. А после триумфальной победы на прошлогоднем фестивале «Арлекин» Петр Зубарев не раз представлял свой театр в Москве, а также на ведущих российских театральных фестивалях.
Продолжительность спектакля – 1 час (без антракта).
Спектакль адресован детям от 7 лет.
Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселева
В. Гауф (инсценировка Е. Ракитиной). ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ
Фантазии на тему... с музыкой, танцами и... антрактом в 2 действиях
Режиссер – нар. арт. РФ Юрий Ошеров
Как бездушно и жестоко порой играют нашими судьбами те, кому дана власть… Они тешат свою гордыню, а люди страдают…Главному герою спектакля, угольщику Петеру Мунку, предстоит нелегкий выбор. Коварный искуситель Михель обещает юноше сказочные богатства, а взамен просит всего лишь… живое и отзывчивое сердце Петера. И юноша соглашается продать свое сердце за «пригоршню» золотых монет.
Каждый день слышит он, как стучит клюкой у ворот старуха-мать, зовя сына, как взывает к нему любящая его девушка Лиза, как страдает ежедневно и ежечасно верный друг Яков… Холодное каменное сердце невозможно разжалобить. Оно не знает боли и огорчений. Но и радость ему недоступна. Не в силах оно познать любовь. Богатство не приносит счастья. Петер уже не тот беззаботный весельчак, каким он был в начале этой истории. В результате он решает вернуть себе живое сердце. Но это оказывается не так-то просто!..
По словам режиссера спектакля, сюжет спектакля весьма актуален в наши дни: деньги главенствуют, нивелируя лучшие человеческие качества. Сцена превращена в черно-белое шахматное поле, а герои уподоблены шахматным фигурам, которыми движут силы Добра и Зла… при этом действие включает элементы рок-оперы и рэпа, массу пиротехнических, световых и звуковых эффектов.
Продолжительность спектакля – 2 часа 10 минут (с одним антрактом)
Спектакль адресован детям от 8 – 9 лет и их родителям.
Нюрбинский государственный передвижной драматический театр, Республика Саха (Якутия)
И. Данилов, А.Титигиров. ВОЛШЕБНЫЕ ЯГОДКИ
Сказка в 1 действии
Режиссер – отличник культуры Республики Саха (Якутия) Александр Титигиров
Театр основан в 1966 г. Сегодня ядро труппы составляют выпускники (1996 г.) якутской национальной студии московского Щепкинского училища. Художественный руководитель театра Юрий Макаров, выпускник московского Театрального училища имени Б.В. Щукина, – лауреат Президентской Премии по поддержке российских театральных инициатив (2003 г.). Спектакли театра неоднократно были показаны в российских городах, в странах Европы и отмечены многими премиями всероссийских и международных театральных фестивалей, в том числе IX Международного фестиваля «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге.
Якутский театр для европейского зрителя – это совсем «другой» театр, а сама Якутия – магическая страна, в которой все немного шаманы и колдуны. Якутский театр, пропитанный древней обрядовостью и ритуалами, прочно связан с понятием собственной земли, с национальной стихией, с традициями и судьбой якутского народа, с кровным ощущением себя как древнейшей нации. Потому и театральные традиции связаны с шаманами и олонхосутами – сказителями древнейшего якутского эпоса «Олонхо», в котором содержатся все жанры народного творчества: стихи и песни, монологи и диалоги, танцы и ритуалы.
Спектакль «Волшебные ягодки» играется на якутском языке, сопровождается синхронным переводом с помощью радионаушников. Однако сценический язык и актерская игра настолько образны и ясны, что для зрительского прочтения сюжета и мудрого смысла сказки радионаушники не так уж обязательны. Якутская сказочная мифология, лежащая в основе сюжета, переведена режиссером и художником на поэтичный и самобытный театральный язык, впитавший национальные культурные традиции, элементы шаманских обрядов (со знаменитым «горловым» пением). Зрителям предоставляется уникальная возможность погрузиться в совершенно необычный мир, открыть для себя новые, неведомые европейской сцене возможности театра.
Сюжет сказки. Мудрый старик Сээркээн Сэсэн мечтает найти волшебные ягоды, чтобы помочь своему народу. «Дети, – говорит он, – за восемью морями растет волшебная ягода – ягода долголетия. Человек, который съест этих ягод, будет легко бегать до ста лет, до двухсот лет не потеряет силу рук. У меня светлая мечта: волшебные ягоды должны быть найдены!»
Волшебные ягоды прячет на дне глубокого озера страшный и злой хозяин озера Марылан Батыр, но находится смелый юноша Оросу Ботур, который решает помочь Сээркээн Сэсэн и принести своему народу волшебные ягоды. По пути к озеру Оросу Ботур встречает девушек, которых жестокий Марылан Батыр превратил в птиц-стерхов. Оросу Ботур знакомится с одной из девушек-стерхов и вместе с ней идет искать Марылан Батыра. На своем пути они встречают Волка, Старушку-охотницу, Песца с Лисой и приходят на помощь каждому из них. В свою очередь, те в благодарность помогают Оросу Ботуру и девушке найти дорогу к свирепому и безжалостному хозяину озера. В тяжелой битве Оросу Ботур с помощью Девушки побеждает Марылан Батыра, обретает волшебные ягоды и вместе с девушкой возвращается.
«Мы нашли ягоды, которые продлят и облегчат жизнь нашему народу! – ликует Девушка. – Пусть всегда сбываются светлые мечты, пусть люди будут счастливы!»
Продолжительность спектакля – 1 час 20 минут (без антракта).
Спектакль адресован детям от 6 лет.
НЕБОЛЬШОЙ ТЕАТР – Ульяновский ТЮЗ
М. Бартенев. СНЕГУРУШКА
Несказка в 1 действии
Режиссер – засл. арт. РФ Эдуард Терехов
«НЕБОЛЬШОЙ ТЕАТР» – один из самых молодых тюзов России. Официальное открытие «Небольшого театра» состоялось 3 ноября 2005 года спектаклем «Снегурушка». За полтора года творческий коллектив во главе с главным режиссером заслуженным артистом России Эдуардом Тереховым выпустил 10 спектаклей, которые полюбились и юным, и взрослым зрителям .
Совсем недавно, в сентябре 2006 года, «НЕБОЛЬШОЙ ТЕАТР» принял участие в VII Всероссийском фестивале искусств для детей и молодежи «Золотая репка» (г. Самара), где спектакль «Снегурушка» был признан лучшим спектаклем для детей.
Сказка, фантазия, чудачество уходят из жизни… Обеспокоенный этим драматург Михаил Бартенев и Ульяновский «НЕБОЛЬШОЙ ТЕАТР» создали спектакль «Снегурушка». Драматург, варьируя на современный лад старинный сказочный сюжет, пригласил в свою сказку традиционных персонажей – Деда Мороза, Снегурочку, Весну, Лешего, Водяного, Бабу Ягу… Тут же живут знакомые по русским сказкам злая мачеха, ее эгоистичная и капризная дочка Фекла, добрая и прекрасная падчерица Фенечка. Фекла никак замуж не выйдет, женихов ловит, Фенечка же своего любимого, Пантелея, преданно с войны дожидается. Мачеха ее в лес усылает, чтоб Феклу поскорее замуж выдать. Тем временем Фекла с Бабой Ягой обманом пытаются окрутить Пантелея. У Водяного с Лешим свой план: подыскать Деду Морозу красавицу-невесту. Морозу, впрочем, она и не очень-то нужна. А Водяной сводничает-сводничает, да в Феклу и влюбляется. И получают каждый свое: Фенечка – своего Пантелея, Феклу тоже не обидели – ей Водяной достался. А Баба Яга в результате вернулась к любящему мужу, Лешему.
Как и полагается, в сказке все заканчивается хорошо, все плохие персонажи хорошеют, все влюбленные соединяются.
Такова лишь схема сюжета. Вслед за драматургом, режиссер и актеры, художник и композитор спектакля погружают зрителя в массу смешных и грустных подробностей, глубоких человеческих смыслов. Традиционный сказочный сюжет превращается в живую, современно и искренне рассказанную историю.
Продолжительность спектакля – 1 час 20 минут (без антракта).
Спектакль адресован детям от 8 лет.
Челябинский государственный театр юных зрителей
А. Сластников. СНЫ О РУСАЛОЧКЕ
Сказка-сон в 1 действии (по сказке Х.К. Андерсена «Русалочка»)
Режиссер – Антон Сластников
Всем с детства известен сюжет андерсеновской «Русалочки». Однако спектакль Челябинского ТЮЗа позволит зрителям увидеть эту сказку в непривычном, неожиданном обличье: зрителям откроется совершенно особый мир – то ли фантастический сон, то ли морской мираж…
С первых мгновений и маленькие, и взрослые зрители начинают сомневаться, в театр ли они попали? Скорее, в морскую пучину или, по крайней мере, в огромный аквариум. И даже голоса звучат будто из самой глубины моря. Плеск воды… Перед глазами проносятся стаи фантастических рыб. А за ними – настоящие русалки. Те самые, что несколько минут назад рассказывали о своих путешествиях к далеким берегам. И вот на ваших глазах морская пучина поглощает корабль… Вы попадаете в сказку и верите, что этот волшебный мир действительно существует. Перед вами будто ожили удивительные иллюстрации к любимой сказке. Вот что происходит с «Русалочкой» Андерсена, когда в театре ее ставит художник!
Авторами этого экспериментального проекта выступили художник (Антон Сластников) и хореограф (лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Ольга Пона). При минимуме слов изысканный мир этого исключительно зрелищного спектакля оживает через соединение пластики, музыки, сценографии, необыкновенных костюмов и видео-арта.
Продолжительность спектакля – 1 час 10 минут.
Спектакль адресован детям от 8 лет.
«ВЕДОГОНЬ-ТЕАТР», Москва, Зеленоград
П. Курочкин. В БАШМАКАХ
Театральная фантазия в 1 действии
Режиссер – Павел Курочкин
Рожденный в год празднования 200-летия Ханса Кристиана Андерсена и посвященный этому юбилею, спектакль «В башмаках» – плод театральной фантазии его создателей. Это импровизация в стиле Андерсена, для которого все, что он видел вокруг, становилось предметом вдохновения.
Герой спектакля – художник, находящийся в поиске своего предназначения, человек, ищущий себя среди других людей. Кажется, что это его творческая фантазия столь неузнаваемо преображает весь мир вокруг… Волшебная сказочная история представлена режиссером, художником и актерами совершенно фантастически. С равным интересом и напряженным вниманием ее проживает и детская, и взрослая аудитория. Ведь каждый из нас живет ожиданием чуда, и «Ведогонь-Театр» щедро дарит его зрителям.
Спектакль с большим успехом был показан в разных городах Дании в рамках Международного фестиваля детских и молодежных театров «Караван», посвященного юбилею Х.К. Андерсена. Посол Дании в России Пер Карлсен, посмотрев спектакль, так отозвался о нем: «Постановка этого спектакля может быть понятной в любой стране и может вызывать интерес зрителей самых разных возрастов: он самобытен, в нем есть загадка, которую хочется разгадать; необычная, оригинальная сценография спектакля притягивает и заставляет работать фантазию зрителей, а актеры театра необычайно музыкальны и пластичны…»
Спектакль – лауреат Всероссийского фестиваля спектаклей для подростков «На пороге юности» (г. Рязань, сентябрь 2007 г.), а также Московского международного Фестиваля камерных театров «Славянский венец – детям» (г. Москва, июнь 2007 г.), где эта работа «Ведогонь-театра» была удостоена премий: «Самый сказочный спектакль», «Антураж» (Кириллу Данилову – за лучшую работу художника), «Самоотречение» (Вячеславу Семеину – исполнителю роли Художника).
Продолжительность спектакля – 1 час.
Спектакль адресован детям от 6 лет.
Казанский государственный театр юного зрителя
В. Синакевич. ДИКИЙ
Поучительная история в 1 действии по мотивам сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утенок»
Режиссер – засл. деят. иск. РФ Владимир Чигишев
Хрестоматийный андерсеновский сюжет о гадком утенке, которого выжили с птичьего двора за непохожесть, осмыслен театром как история инакомыслящего, дерзнувшего взлететь. Из многослойного текста Андерсена драматург, а вслед за ним и режиссер вытянули главный конфликт: диких и домашних, свободных и зависимых. В спектакле есть все – и вполне понятная для детей мораль, и комедия, и фарс, и драма одиночества не таких, как все.
История непохожего на других странного существа, приемного сына доброй Утки, искренне не понимающей, откуда в ее семье взялся этот некрасивый увалень, будет интересна не только младшему поколению, но и взрослым, состоявшимся людям. Даже самым юным зрителям становится ясно: если ты выбиваешься из серой массы, отбиваешься от стаи, нужно быть готовым к тому, что большинство окружающих, тебя скорее всего не полюбит; важно предпринять все возможное, чтобы быть понятым и вовремя оцененным; всегда стоит оставить глупое подражание толпе и идти к своей заветной мечте. Главное – не ожесточить сердце, когда тебя не понимают окружающие. В этом весь главный герой сказки – гадкий утенок Карл. Несмотря на тычки спесивых индюков и суетливых глупых кур, в глазах Карла – восхищение и удивление перед каждым прожитым днем. Как и для человека, время жизни – это не просто числа в календаре, это – встречи и расставания, успехи и неудачи, счастье и грусть… Эта чудо-сказка актуальна и сегодня. Она может помочь полностью изменить жизнь, потому что помогает найти ответы на вечно терзающие вопросы: кто мы?.. что мы?.. для чего пришли в этот мир и куда идем?.. Гадкий утенок ищет тех, кто будет его любить и понимать. И где только ни перебывает наш герой, прежде чем он встретится с красавицей-лебедем. И вот после долгих мытарств главный герой становится лебедем – и летит! Да, летит – над зрителями!
«Дикий» – это не только глубокий и проникновенный спектакль, это еще и увлекательное представление.
Продолжительность спектакля – 1 час (без антракта).
Спектакль адресован детям от 8 лет.
Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии,
г. Екатеринбург
Е.Кармазин, К. Рубинский. НОЧЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
Святочные сновидения в 2-х частях по мотивам повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь».
Режиссер – Кирилл Стрежнев, дирижёр – Вячеслав Петушков
Сочиненная в XIX веке Чарльзом Диккенсом история скряги Скруджа – настоящий сюжет в жанре «фэнтэззи». Мистер Скряга никогда не празднует Рождество, ему никто не нужен, только наедине со своей «кучей денег», он чувствует себя по-настоящему комфортно! Но в один из сочельников Скрудж попадает в странную историю: после череды назойливых визитеров, персонажей вполне реальных, Скруджа навещают… духи и приведения! И Скрудж, бессильный противиться высшей воле, отправляется в рождественское странствие в поисках собственной души. Бесплотные «гиды» показывают старому мизантропу и его «детский Рай», и мир его юности, первой любви и… первого предательства. А потом потрясенному Скруджу открывается будущее, изменить которое пока еще в его силах…В свете наступившего нового дня пугающие тени тают. Но было ли все случившееся со Скруджем лишь «святочными сновидениями»?..
У зрителей не возникает ни малейшего сомнения в том, что они в Лондоне XIX века: промозглый туман, газовые фонари и контора старого Скруджа – та самая, где «как пчелы, вылетев из улья, роятся цифры круглый год». Действие этого филигранно проработанного спектакля-мюзикла происходит в декорациях огромного трехэтажного дома, похожего на викторианский особняк из «вампирской хроники». На наших глазах он поворачивается, трансформируется, таинственно меняясь в лучах театрального света. А хор и кордебалет одеты в яркие плащи: когда плащи раскрываются, на них виден город – нарисованные дома, башни, окна… Образ города детской мечты, города, в котором хочется жить…
А разве это не волшебство, когда прямо на сцене начинается снегопад? Снежинки порхают в воздухе, мальчишки играют в снежки и смеются. Глава бедного семейства получает неожиданную прибавку к жалованью, рождественский гусь оказывается на редкость большим и вкусным, а жизнь – прожитой не напрасно. И в этот момент ты вдруг понимаешь, как же все-таки мало нужно человеку для счастья. И как это просто – сделать другого хотя бы чуть-чуть счастливее…
Театр приглашает на свой спектакль детей с родителями: именно с семьей ему важно вести разговор о истинных и ложных ценностях, об умении жалеть друг друга, о необходимости помогать людям и не забывать, что доброта и человеческое участие куда дороже денег.
Этот спектакль был единогласно выбран Экспертным советом для участия в Третьем фестивале «Арлекин» (2006 г.), но не смог участвовать в фестивале в связи с поездкой в Москву на фестиваль «Золотая маска». Спектакль явился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» 2006 г. в двух номинациях – «Лучший спектакль» и «Лучшая мужская роль» (Владимир Смолин – за исполнение роли Скруджа). Спектакль «Ночь открытых дверей» автоматически включен в конкурсную программу Четвертого фестиваля «Арлекин» как прошлогодний номинант, единогласно выбранный Экспертным советом «Арлекина» 2006 г.
Продолжительность спектакля – 2 часа (с одним антрактом).
Спектакль адресован детям от 7 лет.
СПЕКТАКЛИ ВНЕКОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ
Санкт-Петербургский государственный драматический театр «Комедианты»
В. Зимин. БРЫСЬ! ИЛИ ИСТОРИИ КОТА ФИЛОФЕЯ
Сказка для больших и маленьких в одном действии
Режиссёр – засл. деят. иск. РФ Михаил Левшин
Несколько историй о милых, ласковых, пушистых и не очень пушистых братьях наших меньших – о кошках.
Волею обстоятельств они оказались в подвале. Как и почему – расскажет каждый из героев. Но не пугайтесь грусти, которую навевают эти истории. Все будет хорошо. Спектакль наполнен теплом и любовью, самыми искренними чувствами на свете.
Спектакль – лауреат фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям» (приз за лучший актерский ансамбль).
Продолжительность спектакля – 1 час 20 минут (без антракта).
Спектакль адресован детям от 6 до 10 лет.
Молодежный театр Узбекистана, г. Ташкент
Р. Кашаева, Г. Сулейманова. ДАР ВОЗЛЮБЛЕННОЙ ПРИНЦЕССЕ
Музыкальная сказка в 1 действии
Режиссер – Гузаль Сулейманова
Яркие краски, волшебные ткани, разноцветье садов… – эта сказочная история увлекательна и романтична, как сам Восток. Но какой же Восток без загадки?! Оказывается, старинная узбекская сказка о любви полна парадоксов не меньше, чем «Алиса в стране чудес»! А уж если за это дело берутся веселые узбекские скоморохи «масхаробозы», обычной эта история просто не получится. Персонажи то и дело «шалят»: ведут себя «по всем сказочным правилам» и вдруг – «выпрыгивают» из сюжета, предлагая сочинять сказку вместе. А пока вы хохочете над их нелепыми выходками, в зал незаметно пробирается волшебная мудрость этой сказки…
Молодые актеры театра играют современных масхарабозов (уличных актеров, аналог русских скоморохов), с азартом разыгрывающих на глазах у зрителей историю, в которой главным является желание любить и проживать страсти, переполняющие героев. На сцене оживает история влюбленных Орзиджан и Камбарджана. Узбекские народные песни обработаны в современном стиле известным певцом и композитором Равшаном Намазовым. Зажигательные танцы, яркие костюмы, веселая музыка и, конечно, игра актеров подарят ребенку радость и удовольствие от соприкосновения c красивейшей восточной сказкой!
Продолжительность спектакля – 1 час (без антракта).
Спектакль адресован детям от 6 лет.
Ереванский государственный русский драматический театр им. Станиславского,
Республика Армения
И. Егорова, Е. Чубарова. СТО ПОЦЕЛУЕВ ПРИНЦЕССЫ
Музыкальная сказка в 1 действии (по мотивам сказки Х.К. Андерсена «Принцесса и свинопас»)
Режиссер – Ирина Арутюнян
История капризной принцессы и бедного принца, рассказанная Х.К. Андерсеном в сказке «Принцесса и свинопас», всем хорошо известна с детства. Молодой режиссер Ирина Арутюнян создала на основе этой сказки многокрасочный, жизнерадостный, добрый, пронизанный музыкой спектакль.
Замечательный актерский ансамбль захватывает зрителей своей живой, искренней игрой, а в роли Принцессы на сцену выходит совсем юная актриса – семиклассница Нора Григорян, для которой это уже не первая роль в театре. Она удивительно непосредственна, музыкальна, пластична и выступает на равных с опытными актерами.
Спектакль не только рождает веселый смех и зрительскую радость, но и дает возможность задуматься над серьезными вопросами – о доброте и несправедливости, о таланте понимать, уважать и любить другого человека.
Продолжительность спектакля – 1 час (без антракта).
Спектакль адресован детям от 5 лет.
15.00 Санкт-Петербургский государственный театр кукол «Бродячая собачка»
Н. Шувалов (по мотивам произведений К. Чуковского)
БАРМАЛЕЙ
Путешествие в Африку для очень храбрых детей в одном действии
Режиссер – засл. деят. иск. РФ Николай Боровков
Литератор и ученый Корней Иванович Чуковский как никто другой знал и понимал мир детства. Достаточно вспомнить его детские стихи и поэмы, его знаменитый научный труд «От двух до пяти»… Каждый ребенок в этом прекрасном возрасте гениален, если ему предоставлена свобода выдумки и если он окружен любовью.
Известнейший петербургский режиссер Николай Юрьевич Боровков, на спектаклях которого выросло не одно поколение ленинградцев-петербуржцев, вполне солидарен с самым детским поэтом мира. Сейчас, вместе с художником, композитором и актерами театра кукол «Бродячая собачка» он готовит новый спектакль с устрашающе-веселым названием «Бармалей»!
«В 1924 году, мы бродили с художником Добужинским по Петербургу и на Бармалеевой улице, что на Петроградской, заспорили, кто такой был этот Бармалей, в честь которого названа улица. Я строил разные предположения, а Добужинский уверял, что он был разбойник. Так я написал сказку про Бармалея», – вспоминал Чуковский.
Не так давно на Бармалеевой улице появился смешной памятник Бармалею. Но спектакль «БАРМАЛЕЙ» – это еще лучший подарок ко дню рождения любимого писателя. С чем мы всех вас и поздравляем!
«Родители не всегда понимают, зачем детям нужна свобода, – рассказывает Николай Юрьевич. – Им кажется, что их дорогих малышей повсюду подстерегают неприятности и страшные опасности. И только мудрые бабушки готовы пуститься со своими внуками в путешествие, полное открытий. Бабушка Танечки и Ванечки вместе с ними придумывает веселую «Африку», в которой живут самые чудесные, самые огромные и добрые звери, растут самые вкусные «фиги – финики», где звучат самые лучшие детские стихи Корнея Чуковского. И строгий Петербург – Ленинград на глазах превращается в сказочную и солнечную страну! А чтобы приключения были интереснее, Бабушка придумывает страшного и ужасного Бармалея:
«Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
«Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!»
Но любые напасти в мире детских фантазий заканчивается победой детей, тем более что на помощь всегда приходят добрые звери, или смелые и мужественные люди, такие как Доктор Айболит или… Бабушка».
На маленькой сцене театра «Бродячая собачка» Африка будет представлена почти «в натуральную величину». Жираф, как и положено жирафу будет упираться головою в потолок, а огромный бегемот займет почти всю сцену… А в животе у крокодила без труда и с комфортом поместится совсем не маленький Бармалей.
«Ну и Африка!
Вот так Африка!»
Чудесные приключения ждут вас! (Если вам уже исполнилось 3 года).
Продолжительность спектакля – 1 час (без антракта).
Спектакль адресован детям от 3 лет.
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. Учебный театр «На Моховой»
Авантюрная комедия для смышленых детей и чутких взрослых в 2 действиях
Факультет драматического искусства, Кафедра режиссуры
Курс профессора Ю.М. Красовского
Режиссер – Михаил Ильин
Встреча с творчеством Евгения Шварца – это всегда встреча с радостью, юмором и неисчерпаемой фантазией. Философские сказки этого замечательного писателя удивительным образом оказываются близки читателям и зрителям разных возрастов – ведь каждый может найти в них историю про себя. Вероятно, все эти качества и вдохновили студентов Театральной академии – актёрско-режиссёрский курс Ю.М. Красовского во главе с режиссёром-педагогом Михаилом Ильиным – на создание спектакля по пьесе Шварца.
По мнению режиссёра, это «смелая, порой безоглядно дерзкая, но очень искренняя и откровенная история». Глядя на причуды героев, мы узнаём в них собственные пороки и слабости; узнавая, признаём их, а значит, встаём на путь излечения и совершенствования. Вот такая получается сказочная терапия. В спектакле фантастические, сказочные элементы переплетаются с реалиями сегодняшней жизни, а острый фарсовый юмор соседствует с нежнейшей лирикой.
Жанр спектакля трудно определить одним словом. В нём есть сказка и фарс, приключения и мелодрама. Это насыщенное во всех смыслах зрелище, представление, где есть место танцам и пению, сценическим трюкам и живой музыке, где каждый персонаж имеет свою индивидуальную, выразительную пластику. К слову, музыкальное оформление «Голого короля» весьма эклектично и даже эксцентрично. В живом исполнении звучат хиты разных времён, среди которых попадаются, например, композиции Питера Гэбриела или группы «Ленинград».
«Голый король» не случайно обещает заинтересовать зрителя разного возраста – он создавался как спектакль для всей семьи. Да и сама пьеса Шварца многомерна и по-своему открыта для восприятия каждого.
Продолжительность спектакля – 2 часа 30 минут (с одним антрактом).
Спектакль адресован детям от 8 лет.
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. Учебный театр «На Моховой»
ЦИРК НА ЛАДОНИ
Представление из кукол и ткани (игра-фантазия) в 1 действии
Факультет театра кукол
Курс доцента А.О. Миндлина
Режиссер – Светлана Озерская
«Цирк на ладони» – новый детский спектакль Учебного театра «На Моховой». В нем есть волшебные превращения, и происходят они буквально из ничего на наших глазах. А заведуют этими чудесами всего лишь умелые руки актеров, студентов курса А.О. Миндлина, которые учатся на факультете театра кукол. Главным героем спектакля молодые артисты и режиссер Светлана Озерская сделали Цирк. Дрессировщики и звери, акробаты, гимнасты и, конечно, клоуны – все они появляются из ярких лоскутков ткани, обрывков кочующего циркового шатра, покинувшего место представления. Актеры не произносят ни слова и не изображают персонажей – все делают их руки. Такая форма спектакля позволяет включить свою фантазию и узнать в сплетениях пальцев – человека, животное, растения и так далее. А теперь представьте, что каждая пластическая зарисовка имеет свой маленький сюжет, свою историю, и все они складываются в причудливую мозаику мира цирка и мира вообще. «Цирк на ладони» одинаково понятен и интересен и детям, и взрослым. Одни увидят в нем элементарные фокусы, другие откроют для себя символику и образность. И, конечно, в спектакле много музыки, которая делает каждую картину выразительной и запоминающейся.
Продолжительность спектакля – 1 час (без антракта).
Спектакль адресован детям от 5 лет.
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. Учебный театр «На Моховой»
«TIME FOR FUN» ПОТЕХЕ ЧАС
Пантомима рук (пластическое представление) в 1 действии
Факультет театра кукол
Курс доцента А.О. Миндлина
Режиссер-постановщик – засл. арт. РФ А.В. Князьков
Спектакль создан будущими актерами-кукольниками, студентами курса А.О. Миндлина. Уникальность их работы в том, что и главные роли, и декорации здесь – это руки актеров. Кисти и пальцы превращаются в фигуры и знаки, оживают в виде людей и животных, парят в воздухе, извиваются, танцуют… И в каждом жесте, в каждой пластической зарисовке можно рассмотреть свою драматургию, свою маленькую историю, необычную по способу выражения и чаще всего – смешную.
Поставил спектакль педагог курса заслуженный артист РФ Андрей Князьков. Многие помнят его спектакль «Игра в 44 руки», который побывал во многих городах и странах и три сезона с успехом шел на многих площадках Санкт-Петербурга, в том числе на сцене Малого драматического театра – Театра Европы. Главным действующим лицом, как и в «Потехе час» там были руки актеров.
Спектакль «Потехе час» – удивительное представление, интересное и понятное зрителям всех возрастов. Это не кукольный, не драматический, не пантомимический театр, а все вместе, плюс – обаяние и азарт молодых артистов.
Уделите час «Потехе» – скучно не будет!
Продолжительность спектакля – 1 час (без антракта).
Спектакль адресован детям от 7 лет.
Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье»
Д. Жученко. Либретто Н. Голя по мотивам сказки Р. Киплинга. СКАЗАНИЕ О РИККИ-ТИККИ-ТАВИ в девятнадцати песнях
Мюзикл в 1 действии
Режиссер – засл. деят. иск. РФ Александр Петров
Дирижер – Анатолий Рыбалко
Молодой композитор Дмитрий Жученко написал эту музыкальную сказку специально для театра «Зазеркалье», где давно стало традицией открывать зрителям новые работы современных композиторов.
Кто не знает отважного мангуста Рикки?.. Знакомы всем и другие герои истории, сочиненной Редьярдом Киплингом: неумолкающий птичка-портной Дарзи, добрый мальчик Тэдди, робкая мускусная крыса Чучундра и, конечно, главные злодеи – супружеская чета черных очковых кобр Наг и Нагайна.
Театр «Зазеркалье», подобно птичке Дарзи, восхваляет подвиги смелого Рикки-Тикки-Тави. Конечно, Рикки, победитель змей, маленький бесстрашный зверёк, отчаянно бросающийся в схватку со смертью, достоин славы! Слава «когтям его смелым, клыкам его белым и огненно-красным глазам!» Но в «Зазеркалье» поют ему гимн не только за то, что он побеждал в бою, но и потому, что маленький мангуст имел благородное сердце и знал, что такое великодушие, беззаветная преданность и дружба.
В спектакле заняты как заслуженные артисты, так и совсем молодые – все они с азартом и необыкновенной увлеченностью играют птиц, крыс и змей. Мюзикл идет в сопровождении инструментального ансамбля, а за визуальную сторону действа отвечает один из самых творчески ярких петербургских сценографов Владимир Фирер, с давних пор сотрудничающий с театром «Зазеркалье».
В «Зазеркалье» уверены, что боевой клич доблестного мангуста «Рикки-тикки-тикки-чик!» запомнит каждый, кто придет на спектакль, а верное, самоотверженное сердце неустрашимого Рикки сделает каждого ребенка не только храбрее, но и добрее.
Продолжительность спектакля – 1 час 20 минут (без антракта).
Спектакль адресован детям от 5 лет.
Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье»
С. Прокофьев. ПЕТЯ И ВОЛК.
Симфоническое цирковое представление в 1 действии
Режиссер – Аркадий Гевондов
Дирижер – Аркадий Штейнлухт
Сергей Прокофьев, автор всемирно известных симфоний, опер, балетов, в 1936 году обратился к детской музыке. Желая в самой живой форме познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, их голосами, тембрами, характерами, композитор написал симфоническую сказку «Петя и Волк» – один из признанных шедевров прокофьевской музыки. Текст, предназначенный для чтеца, создал сам композитор. Каждому персонажу, по замыслу автора, соответствует лейтмотив, звучащий всегда у одного и того же музыкального инструмента, которые играют «роли» этой сказки: Птичка – флейта, Утка – гобой, Дедушка – фагот, Кошка – кларнет, Волк – валторна… В результате родилось замечательное произведение, где проявилась остроумнейшая характерность прокофьевского инструментализма. Эта сказка-приключение – настоящий подарок детям, только начинающим изучать музыку и музыкальные инструменты – в легкой и веселой форме учит распознавать голоса инструментов в серьезном симфоническом оркестре. Музыкальная сказка обрела самую широкую популярность и вошла в репертуар лучших оркестров мира – ею дирижировал и Герберт фон Караян. А какие только артисты ни участвовали в исполнении «Пети и Волка», даже кинозвезда Софи Лорен! В роли чтеца в разные годы выступали такие звезды поп-музыки и кино, как Стинг, Дэвид Боуи, Шарль Азнавур, Шон Коннери, и даже политики – Билл Клинтон и Михаил Горбачев.
В театре «Зазеркалье» каждый персонаж сказки обрел не только свой симфонический голос, но и новую, необычную жизнь на сцене. Здесь сказка превратилась в остроумное симфоническое цирковое представление. По воле постановщика все персонажи сказки – Петя, его Дедушка, Птичка, Кошка, Утка, Волк и даже охотники – стали циркачами, у каждого из которых – своя выразительная пластика, свое цирковое «амплуа», свой театрально-музыкальный характер. В красочном, изобретательно придуманном спектакле заняты самые молодые актеры труппы, чья игра обращена к фантазии, воображению детской аудитории.
Продолжительность спектакля – 1 час (без антракта).
Спектакль адресован детям от 5 лет.