"За великое служение театру для детей" 2014 г.

ЛАУРЕАТ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРЕМИИ "АРЛЕКИН" —
"ЗА ВЕЛИКОЕ СЛУЖЕНИЕ ТЕАТРУ ДЛЯ ДЕТЕЙ"

РОКСАНА НИКОЛАЕВНА САЦ

Выдвинута Дирекцией Российской Национальной премии
и Фестиваля театрального искусства для детей "Арлекин"
и Комиссией СТД РФ по театрам для детей

Роксана Николаевна САЦ – заведующая литературно-педагогической частью Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И.Сац (с 1969 года), вице-президент Регионального благотворительного общественного фонда содействия развитию искусства для детей имени Наталии Сац, заслуженный учитель Российской Федерации, член-корреспондент Международной Академии Творчества. Награждена «Орденом почета» (1999), медалью «В память 850-летия Москвы». Автор книг «Путь к себе» (1998), «В зеркале и отражениях» (2013), множества либретто для детских и взрослых опер, музыкальных комедий, балетов.
Р. Н. САЦ родилась 13 июня 1927 года. Ее мать – выдающийся режиссер и создательница шести детских театров, в том числе первого в мире профессионального драматического театра для детей и юношества и первого в мире детского музыкального театра, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда Наталия Ильинична Сац. Непросто складывалась судьба Роксаны Николаевны, пережившей в детстве арест матери, тяготы детского дома в военное лихолетье.
В Алма-Ате, где после окончания тюремного заключения жила и работала Наталия Ильинична Сац, Роксана Николаевна в 1946 году окончила театральную студию при Казахском театре для детей и юношества, созданном и руководимом Н.И. Сац. Став актрисой этого театра, Роксана Николаевна принимала участие в спектаклях:
- У. Шекспир «Двенадцатая ночь» (роль Феи);
- В. Каверин «Два капитана» (роль Саши);
- С. Михалков «Я хочу домой» (роль Маши-Матильды).
В 1956 году Роксана Николаевна окончила Московский педагогический институт имени В. И. Ленина, после чего 17 лет проработала педагогом русского языка и литературы и заместителем директора по учебной работе в школе № 519 города Москвы, воспитав не одно поколение влюбленных в литературу, подлинно интеллигентных людей.
В 1965 году Н.И. Сац при содействии выдающихся деятелей отечественной культуры создала первый в мире профессиональный детский музыкальный театр и сразу пригласила Роксану Николаевну возглавить его литературно-педагогическую часть. В течение 4 лет Роксана Николаевна совмещала эту деятельность с работой учителя, а с 1969 года полностью сосредоточилась на работе в театре.
За 44 года работы в литературно-педагогической части Роксана Николаевна стала уникальным специалистом, во многом определяющим репертуарную политику театра, который долгие годы не имел аналогов. Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац обрел мировое значение как лаборатория детской оперы. Р.Н. САЦ возглавляет работу по поиску новых произведений для театра, ведет плодотворную работу с новыми авторами, инициирует создание новых музыкальных произведений для детей, организовывает прослушивания новых сочинений. Развитие самого направления оперного искусства – детской оперы – прочно связано с именем Роксаны Николаевны.
В 2010 году художественным руководителем и директором театра стал заслуженный деятель искусств России режиссер Георгий Исаакян. Это, несомненно, явилось новым импульсом дальнейшего всестороннего и, прежде всего, творческого развития театра. Сегодняшние успехи театра не отделить от многолетней деятельности заведующей литературно-педагогической частью Р.Н. САЦ. Репертуар театра – лучшее свидетельство широты и масштабности его творческой  деятельности. Сейчас в текущем репертуаре театра более 30 названий. Это спектакли разной тематики, разных жанров, разного возрастного адреса. Стремясь как можно раньше приобщить детей к оперному  и  балетному искусству, театр за последнее время осуществил ряд постановок, которые интересны и доступны детям 5-6 лет («Королевский  бутерброд», «Айболит», «Чиполлино») и даже 3-х летнего возраста («Кошкин дом»). Одновременно создаются новые спектакли для подростков и юношества, знакомящие их с шедеврами оперного  и балетного искусства. На сцене театра ожила прославленная опера С.С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам», впервые показана детям «Иоланта» П.И. Чайковского, в новой редакции осуществлены постановки балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и оперы Ш. Чалаева «Маугли», состоялась премьера одноактных балетов И.Ф. Стравинского «Жар-птица» и «Петрушка», а также  балет-шутка  «Балда»  на музыку Д.Д. Шостаковича. Событием стала постановка «Пиноккио», осуществлённая в 2011 году крупнейшим деятелем мирового театра Мартином Дунканом (Великобритания) на основе оперы современного английского композитора Дж. Доува.
Роксана Николаевна уделяет огромное внимание подготовке детской аудитории к восприятию спектакля. Переступив порог театра, ребенок сразу попадает в особый мир. Даже дверные ручки здесь – в форме скрипичного ключа. Скульптуры легендарных музыкантов древности – Леля, Орфея, Баяна, зал для бесед о музыке, расписанный знаменитыми мастерами палехской живописи, висячие мостики, с которых герои сказок приветствуют зрителей – всё это с первых минут погружает ребёнка в неповторимую, любовно сотканную атмосферу театра,  в мир красоты и гармонии, настраивая его на чуткое и глубокое восприятие музыкального спектакля.
В течение всех лет работы Р.Н. САЦ предваряет спектакли театра своим вступительным словом. Выступления Роксаны Николаевны каждый раз поражают артистизмом, верно найденной интонацией, умением лаконично и точно строить беседу с детьми, передавая глубинную суть того, что произойдет на сцене. Эта деятельность особенно необходима и востребована именно сегодня, когда музыкальная и литературная подготовленность публики, увы, далеко не всегда радует. Елена Борисовна Долинская, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории им. П.И.Чайковского, так говорит о вступительном слове Р. Н. САЦ: «Всегда удивляет, как мало Роксане Николаевне нужно фраз, чтобы донести до слушателей главное о спектакле, который начнется прямо сейчас. Она как никто умеет настроить зал, словно держит в руках волшебный камертон» («Музыкальная жизнь». 2012. №6).
Известна Р.Н.САЦ и как замечательный мастер художественного слова: она читает в симфонических концертах для детей знаменитую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк».
Роксана Николаевна является автором множества программ и их ведущей в Детской филармонии в малом зале Детского музыкального театра имени Н.И. Сац. Ею написаны также многочисленные интермедии к различным театральным представлениям и спектаклям.
Р.Н. САЦ освоила и сложную профессию оперного и балетного либреттиста, добившись в этом значительных успехов. Достаточно вспомнить ее либретто, специально написанные для спектаклей Детского музыкального театра имени Н.И. Сац, с успехом шедших и продолжающих идти на этой сцене:
- Опера «Левша», А. Александров (премьера 20 декабря 1975 г.)
- Опера «Максимка», Б. Терентьев (премьера 11 сентября 1976 г)
- Опера «Джунгли», Ш. Чалаев (премьера 8 мая 1982 г)
- Балет «Синяя птица», И. Сац и М .Раухвергер (премьера 2 января 1983 г.)
- Опера «Отважный трубач», А. Флярковский (премьера 15 февраля 1985 г.)
- Опера «Наследство», Ш. Чалаев (премьера 9 мая 1985 г.)
- Опера «Время таять снегам», А. Флярковский (премьера 25 декабря 1987 г.)
- Мюзикл «Волшебник изумрудного города» И. Якушенко(премьера 18 июня 1994 г.)
- Водевиль «Брачное объявление» В. Плешак (премьера 22 октября 1995 г.)
- Опера-балет «Дюймовочка» Е. Подгайц (премьера 6 сентября 1997 г.)
- Мюзикл «Царевна-лягушка», И. Якушенко (премьера 1 ноября 1998 г.)
- Опера «Волшебство у лукоморья», Е. Подгайц (премьера 28 июня 1999 г.)
- Опера-буфф «Зимняя сказка», А. Чайковский (премьера 29 апреля 2001 г.)
- Мюзикл «Чудеса, да и только», Т. Хренников (премьера 8 декабря 2001 г.)
- Опера «Снежная королева», А. Флярковский (премьера 25 декабря 2002 г.)
- Оперетта «Проделки Кота в сапогах», А. Кулыгин (премьера 11 сентября 2004 г.)
- Опера «Сын полка», А. Флярковский (премьера 28 апреля 2005 г.)
- Балет «Снегурочка», В. Подгорецкий (премьера 30 ноября 2007 г.)
- Опера «Принц и нищий», Е. Подгайц (премьера 31 октября 2009 г.)
- Мюзикл «Принцесса и свинопас», В. Кобекин (премьера 26 февраля 2011 г.)

Р.Н.САЦ написала и немало либретто для детских спектаклей других театров. Среди них опера «Странствия Бахадура» Ш. Чалаева, опера «Липанюшка» Ж.Кузнецовой, опера «Нашла избранника принцесса» С. Стемпневского, оперы «Волшебная лампа Аладдина» и «Аленький цветочек» А.Спадавеккиа и др.
В 2004 году по инициативе и при энергичном участии Р.Н. САЦ была создана Ассоциация школьных самодеятельных детских театров, работающая на базе Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И.  Сац. В нее вошли не только музыкальные, но и драматические, кукольные театры, где играют дети. Главной задачей Ассоциации является профессиональная поддержка детских театральных самодеятельных коллективов. Дети вместе с педагогами приглашаются в течение сезона на репетиции, премьеры, обсуждения спектаклей театра. Для членов Ассоциации школьных театров создан фестиваль «Москва – Театр – Школа», и работники Детского музыкального театра имени Н.И. Сац оказывают юным артистам творческую поддержку: театральные режиссеры, актеры, осветители, гримеры, костюмеры помогают ребятам в подготовке к участию в фестивале. Компетентное жюри во главе с Роксаной Николаевной после каждого спектакля, представленного на фестивале, профессионально оценивает и анализирует работу юных артистов, стимулируя их дальнейшее театральное образование и углубляя интерес и любовь детей к театру.
Виктор Викторов, автор книги «Наталия Сац и детский музыкальный театр» (М., 1993), говорит о природе дарования Роксаны Николаевны и значении ее труда в театре: «Я не раз с удивлением наблюдал, как сухой стержень будущей пьесы под ее руками становился цветущим деревом: у нее удивительное чувство ситуации и образа, многомерности и многоцветности характера, предощущение его музыкального выражения. Не однажды я становился и невольным свидетелем ее работы с другими авторами и могу сказать, что ее советы оказывали им огромную помощь и влияли на судьбу большинства созданных театром спектаклей Я видел, как разнообразен круг обязанностей Роксаны Николаевны и широк диапазон ее творческих возможностей. Приходите на спектакль, который она открывает своим вступительным словом, или на концерт, который она одухотворяет и в то же время комментирует своим рассказом, с присущим ей обаянием и артистизмом, с первых же секунд овладевая вниманием любой аудитории, и вы сами в этом убедитесь.
Быть может, именно на сцене проявляются ее «гены» – тембром голоса, манерой общения с залом эта хрупкая женщина похожа на ее величественную маму, Наталию Сац». 
Продолжая дело своей великой матери, Роксана Николаевна все силы, все вдохновение отдает делу развития и процветания детского музыкального театра.

 

Cлучайное фото

Поиск по сайту

Вход на сайт

Просмотры материалов : 17395624